Проект «Под семейным зонтом» познавательно-исследовательский, творческий для детей 5-7 лет.
Автор: Шалагина Анна Александровна, Буркина Ульяна Анатольевна,
Организация: МБДОУ «Детский сад д.Черная речка» Томского района
Населенный пункт: Томская область, Томский район, д.Черная речка
Актуальность:
Для любого ребёнка на первом месте всегда стоит семья. Она является его защитой и опорой, средой, в которой малыш растёт. Семья является хранителем традиций, обеспечивает связь поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Скачать конспект
С помощью этого проекта педагоги совместно с родителями, могут помочь детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, привить чувство привязанности к семье и дому.
Постановка проблемы: В ходе беседы с детьми стало ясно, что не все они знают о работе своих родителей и о том, чем занимаются их бабушки и дедушки. Не многие понимают, зачем нужна фамилия, кто такие близкие родственники, как появляются имена и что означает их собственное имя. А семейные праздники и традиции, которые были так важны раньше, постепенно ушли на второй план.
Как же изменить эту ситуацию?
Ответ прост: через проект «Под семейным зонтом», в котором родители играют активную роль. Этот проект направлен не только на то, чтобы ответить на вопросы детей, но и на то, чтобы научить их любить и уважать своих близких, а также привить им любовь к дому и семье.
Реализация этого проекта будет способствовать укреплению семейных ценностей и традиций, а также станет важным шагом к сплочению разных поколений, что, безусловно, заслуживает особого внимания.
Чтобы решить проблему мы поставили перед собой цель: обобщение и закрепление знаний детей о семье и семейных ценностях и традициях, а также изучение происхождения и образования фамилий, имен и отчеств, посредством создания книги о своей семье.
Для решения цели поставили следующие задачи:
Обучающие:
- обобщить и закрепить знания детей о семье, как о людях, живущих вместе, любящих друг друга;
- исследовать и ответить на вопросы: зачем человеку нужна фамилия и кто такие близкие родственники, как появляются имена и отчества, что означает моё имя и может ли быть членом семьи домашний питомец;
- привить интерес детей к семейным традициям;
- создать книгу о своей семье «Мой семейный зонтик», способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи.
Развивающие:
- развивать умение рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения; совершенствовать диалогическую форму речи детей;
- развивать творческие способности в ходе составления и оформления книги «Мой семейный зонтик»;
- развивать умение работать совместно со сверстниками и взрослыми.
Воспитывающие:
- воспитывать в детях любовь и уважение ко всем членам семьи, а также желание и необходимость заботиться и оказывать внимание своим близким.
Тип проекта: творческий, познавательно – исследовательский проект
Вид проекта: групповой
Сроки реализации проекта: краткосрочный (10 дней), с 23 сентября по 04 октября 2024 года
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы (5 – 7 лет), воспитатели, учитель – логопед и родители детей.
Объект исследования: воспитанники ДОУ и их семьи.
Предмет исследования: фотографии членов семьи, значение фамилии, имени, отчества, семейные традиции и праздники.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, конструирование, музыкальная, двигательная.
Ожидаемые результаты:
- Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, семейных традициях и праздниках, о своей фамилии, имени и отчестве, о родственных связях.
- У детей повысятся знания в области духовно – нравственного воспитания по вопросам семьи, будут заложены основы чувств гордости за свою семью, уважения, любви и заботы к её членам;
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области духовно – нравственного воспитания, что благотворно отразится на психологическом климате в семье.
- Повысится психолого — педагогическая культура родителей, что будет способствовать установлению доверительных и партнёрских отношений с детьми, педагогами и специалистами ДОУ.
Новизна данного проекта заключается в организации предметно – пространственной среды, в комплексном подходе, в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека, в активном вовлечении родителей, через инновационные методы и приемы.
Методы и приёмы реализации проекта: «системная паутинка», «ассоциативный куст», мнемотехника, «интеллект карты».
Педагогические технологии реализации проекта: «три вопроса», «центры активности», «утренний круг», «гость группы».
Этапы реализации проекта:
- этап: подготовительный (определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта, сбор информации и фотографий, материала, иллюстраций по теме проекта, вовлечение в проект родителей)
- этап: организационный (создание книжной экспозиции в группе, разработка содержания бесед, образовательной деятельности с детьми, сценарий мастер — класса, совместное с детьми создание «интеллект карт» и «трёх вопросов», совместное планирование с детьми «плана-паутинки».)
- этап: формирующий (проведение образовательной деятельности, бесед, игр, экспериментов, утреннего и вечернего сбора, работы в центрах активности, совместных с родителями мероприятий, мастер-классов, бесед)
- этап: заключительный (мастер – класс «Семейное древо», книжная выставка «Под семейным зонтиком», создание каждым ребенком своей книги «Мой семейный зонтик», анализ полученных результатов, обобщение опыта на семинарах и создание проекта и видеоролика по итогам проекта с размещением сайте ДОУ)
Этапы реализации и содержание проекта
1 этап: подготовительный
- Изучение литературы.
- Разработка творческого, познавательно-исследовательского, проекта «Под семейным зонтиком»
- Создание книжной выставки «Под семейным зонтиком»
- Подбор и заготовка дидактического материала, пособий, литературы, фото и видеоматериала, изобразительного материла.
- этап: организационный
- Разработка сценария мастер – класса «Семейное древо».
- Разработка конспектов ОД, бесед и на тему «Моя семья»
- Создание книжной выставки в группе «Под семейным зонтиком».
- Создание интеллект карт как средств речевого развития и коммуникации детей ( «Семья», «Имя», «Дом», «Папа», «Мама», «Брат и сестра», «Дедушки и бабушки», «Домашние питомцы», «Семейные традиции»).
- «Ассоциативный куст», как активизация знаний детей по теме «Семья».
- Совместное планирование с детьми, метод «Трёх вопросов»
Что мы знаем?
|
Что хотим узнать?
|
Как узнать?
|
Вмести ходят на речку, за грибами, в поход.
Семья – дружба, шутки, любовь, радость.
Папа сильный чинит машины
Семья это мама, папа, брат, сестра, кошка.
Мама готовит еду и лечит нас.
Родители любят своих детей.
Семья вместе играет.
|
Откуда у папы берутся силы?
Как мама и папа познакомились?
Откуда появился дом?
Зачем нам братья и сестры?
Зачем человеку фамилия?
Что означает моё имя?
Откуда берется отчество?
Откуда берутся бездомные животные?
Какими были бабушка и дедушка?
Что такое именины?
Каким я был, когда родился?
|
Интернет
У мамы
У папы
У бабушки
Библиотека
Посмотреть фотографии
|
6. Совместное планирование с детьми плана-паутинки (для работы в центрах активности) 23.09.24г. – 04.10.24г.
3 этап: формирующий
Реализация плана: утренний круг, работа в центрах активности и образовательная деятельность
Деньнедели/ дата
|
Тема
|
Совместнаядеятельностьвзрослогоидетей сучетом интеграции образовательных областей
|
Организация
развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
|
Взаимодействие с
родителями/ социальными партнерами
|
Образовательная деятельность на занятиях
|
Образовательная деятельность в режимных моментах
|
1 неделя с 23 по 27 сентября
«Алфавитный челлендж» по теме «Семья»
|
Понедельник 23 сентября
|
«Ты и твое имя»
|
Познание «Что я знаю о себе», «Что означает твоё имя?»
|
Безопасность «Если остался один дома»
|
Утренний круг Беседа по интеллект – карте «Имя» Зачем человеку нужно имя?
Как появляются имена?
Что означает моё имя?
Что такое именины?
Что такое свидетельство о рождении?
|
Центр познания и коммуникации детей
Творческая речевая деятельность:
Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?», «Что означает моя фамилия?»
Д/И «Назови ласково», «Один-много»
Центр логики и (математика)
Д/и «Разложи по величине дома»,
Игра «Кто старше/младше?»
Д/и «Четвертый лишний» (Мама, соседка, бабушка, сестра)
Центр науки и естествознания
«Наша семья за чистоту рук!» (эксперимент с мылом).
Центр физкультуры и спорта
«Семейная зарядка»
Центр игры, театрализации и музицирования
С/Р игра «Дочки - матери» »,
«Новоселье»
Слушание песни О.Девочкиной «Моя семья»песня: сл. Н. Денисов, музыка Е. Зарицкая «Радость моя»,
песня мамонтёнка из мультфильма «Мама для мамонтёнка»
Драматизация сказки: «Репка»
Центр конструирования
Конструирование из деталей конструктора «Дом, в котором мы живем».
Игра «Расставь мебель по комнатам».
Центр книги и письма
Набор иллюстраций и книг «семья», репродукции, фотографии различных семей.
Чтение произведения:А.Барто «Дома», Т.Агибалова «В семейном кругу», О.Бундур «Маму с папой берегу, Е.Благинина «Посидим в тишине».
|
Центр «Книги и письма» начинают оформление семейной книги – вклеивают своё фото.
Графическое упражнение «Напечатай по образцу своё имя и дату рождения»
Центр творчества рисование «Это я»
|
Принести (прислать) фото ребёнка, проговорить с ребёнком и записать происхождении и значения имени ребёнка
|
Вторник 24 сентября
|
«Моя семья»
|
Познание «Моя семья», «Откуда произошла моя фамилия?»
Рисование «Наша дружная семья!»
|
Пальчиковая игра: «Моя семья»
Отгадывание загадок «Семья»
|
Утренний круг Беседа по интеллект – карте «Семья»
Кто живет в семье?
Для чего нужна семья?
Зачем человеку нужна фамилия?
Кто такие близкие и дальние родственники?
|
Центр «Книги и письма» продолжают оформление семейной книги, рассматривают, вклеивают.
Графическое упражнение «Напечатай по образцу фамилию своей семьи рядом с фото»
Центр творчества рисование«Моя дружная семья!»
|
Принести (прислать) семейное фото, проговорить с ребёнком и записать историю вашей фамилии с помощью онлайн интернет ресурсов: История фамилии https://vk.com/app51441013
|
Среда
25 сентября
|
«Дом, в котором мы живём»
|
Коммуникация «Мой дом – моя крепость»
Конструктивная деятельность «Дом моей мечты»
|
Пальчиковая игра «Дом»
|
Утренний круг Беседа по интеллект – карте «Мой дом»
Для чего человеку нужен дом?
Какая вещь должна быть в доме у каждой семьи?
Как найти свой дом?
Какие дома у сказочных персонажей?
|
Центр «Книги и письма» продолжают оформление семейной книги, вклеивают фото дома.
Графическое упражнение «Напечатай по образцу свой домашний адрес»
Центр творчества оригами «Наш дом»
|
Принести (прислать) фото дома, где живет семья, а также выучить адрес.
Домашнее задание «По кирпичику» - построить дом, каждый кирпич – это слово.
|
Четверг
26 сентября
|
«Мой папа»
|
Коммуникация «Отчество - от слова "отец"»
Аппликация«Мой папа»
|
Рассматривание
иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой.
|
Утренний круг Беседа по интеллект – карте «Папа – это…»
Зачем нужен папа в семье?
Зачем человеку отчество?
|
Центр «Книги и письма» продолжают оформление семейной книги, вклеивают фото папы.
Графическое упражнение «Напечатай по образцу имя своего папы»
Центр творчества рисование «Папа гордость моя"
|
Принести (прислать) фото папы, проговорить с ребёнком о ФИО и профессии.
«Гость группы» беседа «Моя профессия»
|
Пятница
27сентября
|
«Моя мама»
|
Чтение художественной литературы «Как Миша хотел маму перехитрить»
Автор: Пермяк Е.А.
|
Проблемная ситуация
«Мамочка заболела…»
|
Утренний круг Беседа по интеллект – карте «Мама – это…»
Зачем нужна мама в семье?
Что ты любишь в маме?
|
Центр «Книги и письма» продолжают оформление семейной книги, вклеивают фото мамы.
Графическое упражнение «Напечатай по образцу имя своей мамы»
Центр творчества рисование «Моя мама самая лучшая»
|
Принести (прислать) фото мамы, проговорить с ребёнком о ФИО и профессии.
«Гость группы» беседа «Моя профессия»
|
2 неделя с 30 сентября по 4 октября
Акция «Читаем вместе с родителями»
|
Понедельник
30 сентября
|
«Члены моей семьи (брат, сестра)»
|
Познание «Кто живёт вместе со мной?»
Нетрадиционное рисование с помощью палочек
«Человек»
|
Дыхательная гимнастика
«Вырасти большой», «Большой и маленький»
|
Утренний круг Беседа по интеллект – карте «Брат или сестра» Братья и сёстры: нужны ли они?
В каких сказках сестренки и братишки на страницах книжки?
|
Центр познания и коммуникации детей
Творческая речевая деятельность: «Мой день дома»
Центр познания и (математика)
Игры на ориентировку в пространстве «Назови что где находится во дворе дома» (с правой стороны, за домом, в центре и т.д.)
Упражнение «Счет» (Расставление по росту и возрасту)
Центр науки и естествознания
Игры с песком «Угощения для семейного праздника».
Центр физкультуры и спорта
П/И «Наседка и цыплята»,
«Займи свой домик»
Центр игры, театрализации и музицирования
С/Р игра », «Встречаем гостей», «Чаепитие».
Слушание музыкальных русских композиторов В.Шаинский, М.Танич «Моя дружная семья»,песня «Мама» в исполнении группы «Непоседы»
Настольный театр: «Волк и семеро козлят»
Центр конструирования
Строительная игра «Строим новый дом для всей семьи».
Конструирование из бумаги людей из цилиндров и конусов.
Центр книги и письма
Картины с изображениями бабушек за разными занятиями.
Чтение произведения: А.Барто «Младший брат», ненецкой сказки «Кукушка»
|
Центр «Книги и письма» продолжают оформление семейной книги, вклеивают фото братьев или сестёр.
Графическое упражнение «Напечатай по образцу имена своих братьев и сестёр»
Центр творчества рисование «Мои братья и сёстры»
|
Принести (прислать) фото братьев или сестёр.
Пригласить брата или сестрёнку из соседней группы.
|
Вторник
1 октября
|
«Моя бабушка и дедушка»
|
Чтение художественной литературы любимая сказка моей бабушки.
Конструктивная деятельность + аппликация
«Открытка для бабушки и дедушки»
|
Просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка»
|
Утренний круг Беседа по интеллект – карте «Бабушки и дедушки» Дедушка и бабушка кто они такие?
Чем занимаются дедушка и бабушка?
Почему их нужно уважать?
Что такое Родственные связи?
|
Центр «Книги и письма» продолжают оформление семейной книги, вклеивают фото бабушек и дедушек.
Графическое упражнение «Напечатай по образцу имена своих бабушек и дедушек»
Центр творчества рисование «Мои бабушка и дедушка»
|
Принести (прислать) фото бабушек и дедушек, проговорить с ребёнком о бабушках и дедушках их родственных связях, о том как их зовут.
«Гость группы» бабушка или дедушка, которые рассказали о своем детстве и прочитали свою любимую сказку.
|
Среда
2 октября
|
«Домашние животные в моей семье»
|
Речевое развитие по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи
«Расскажу вам о своем питомце »
Лепка «Мой домашний питомец»
|
Д/И «Угадай, о ком говорю?»
|
Утренний круг Беседа по интеллект – карте «Домашний питомец»
Как выбрать домашнего питомца?
Домашние питомцы – их роль в нашей семье жизни?
Откуда берутся бездомные животные?
|
Центр «Книги и письма» продолжают оформление семейной книги, вклеивают фото питомца.
Графическое упражнение «Напечатай по образцу кличку твоего домашнего питомца»
Центр творчества рисование «Мой домашний питомец»
|
Принести (прислать) фото домашнего питомца, проговорить с ребёнком о том, как он появился в вашей семье.
|
Четверг
3 октября
|
«Семейные традиции и обычаи»
|
Коммуникация Рассматривание репродукции: З. Серебряковой « За завтраком»
|
Трудовая деятельность «Накроем стол для обеда»
|
Утренний круг Беседа по интеллект – карте «Семейные ценности» Назовите семейные традиции?
Как они появляются в семье?
Как сохранить их в семье?
|
Центр «Книги и письма» продолжают оформление семейной книги, вклеивают фото семейных традиций или текст.
|
Фото совместной деятельности где
запечатлены семейные традиции, а также текст описание их.
|
Пятница
5 октября
|
«Под семейным зонтиком»
|
Презентация
проекта -
«Под семейным зонтиком»
|
Слушание песен о семье.
|
Утренний круг Беседа «Моё семейное древо»
Что такое семейное древо?
Зачем оно нужно?
|
Центр «Книги и письма» Конструирование изготовление книжки «Под семейным зонтиком»,
организация выставки детских творческих работ книжек «Мой семейный зонтик»
|
Совместный детско – родительский мастер – класс «Семейное древо»
Изготовление плакатов с семейным девизом и ладошками семьи «Семья из ладошек».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с родителями:
1. Помощь в оформлении книжной выставки «Под семейным зонтиком».
2. Участие в утреннем или вечернем круге рассказы родителей о своей профессии по технологии «Гость группы».
3. Привлечь родителей к сбору фотографии для создания семейной книги «Мой семейный зонтик».
4. Участие бабушек или дедушек с чтение сказки и беседой по вопросам детей, ко дню старшего поколения (1 октября)
5. «Алфавитный челлендж» по теме «Семья».
6. Акция «Читаем вместе с родителями» и заполняем стенд по прочитанному.
7. Просмотр мультипликационных фильмов вместе с ребенком: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мама для мамонтёнка».
8. Онлайн – опрос «Семья – это…» и «Приоритетные ценности семьи»
9. Фото-флешмоб «Под семейным зонтиком»
10. Мини плакаты «Семья на ладошке».
4 этап: заключительный
1. Мастер – класс «Семейное древо»
2. Книжная выставка «Под семейным зонтиком»
3. Анализ и обобщение опыта в педагогическом сообществе.
5. Создание проекта и видеоролика по итогам проекта с размещением сайте ДОУ.
Итоговые мероприятия
- Презентация детей своих книжек и выставка «Мой семейный зонтик».
- Совместный детско – родительский мастер – класс «Семейное древо»
Продукт проекта:
- Проект «Под семейным зонтиком»
- Создание каждым ребенком книги о своей семье: «Мой семейный зонтик»
- Интеллект карты: «Семья», «Имя», «Дом», «Папа», «Мама», «Брат и сестра», «Дедушки и бабушки», «Домашние питомцы», «Семейные традиции».
- Алфавитный челленж «Семья»
- Создание каждой семьей «Семейного древа»
- Видеоролик проекта на сайте ДОУ
Что дети узнали нового во время проекта
- Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
- Фамилия говорит о принадлежности к роду или семье и передается по мужской линии, т.е. от папы.
- Близкими родственниками – это дети братьев или сестер, дедушки и бабушки.
- Имя человеку нужно, чтобы отличать людей друг от друга, чтобы знать, как обращаться к человеку. В конвенции о правах ребенка написано, что каждый человек имеет право на имя. Имя дают ребенку родители, когда он рождается. Его вписывают в свидетельство о рождении – первом документе каждого ребенка. Каждое имя имеет значение или перевод.
- Дом нужен человеку для того, чтобы в нём жить, чувствовать уют, тепло и защиту. В нем собирается вся семья. Каждый дом имеет свой адрес, по которому его можно найти.
- Отчество помогает отличить одного человека от другого с таким же именем, указывает на родственные связи, выражает почтение.
- Брат или сестра нужны ребёнку для того, чтоб не были одинокими, вместе играть, и друг другу помогать.
- Бабушка и дедушка-это те люди, которых нужно ценить и уважать, так как они мудры и всегда дадут хороший совет.
- К числу родственников относятся: прадеды, прабабушки, дедушки, бабушки, родители, дети, внуки, правнуки, дяди и тёти, а также племянники.
- Домашние питомцы являются компаньонами человека, друзьями и даже членами семьи. Люди заводят домашних питомцев для душевного тепла, уюта, радости общения, чтобы не быть одиноким.
- Бездомные животные появляются по разным причинам: рождаются на улице и никогда не были домашними, оказываются выброшенными на улицу «не добрыми хозяевами». Для таких животных есть приюты.
- Семейные традиции появляются в семье благодаря постоянным действиям и обычаям, которые характерны для семьи и передаются из поколения в поколение.
- Есть календарные праздники, которые посвящены членам семьи: день матери, день отца, день дедушек и бабушек, день братьев и сестер, день семьи, день домашних животных.
Заключение
Работа над проектом помогла нам добиться активного сотрудничества родителей, детей и педагогов. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя. Мы обобщали и закрепляли знания детей о семье и семейных традициях. Благодаря исследовательскому подходу, дети смогли найти ответы на важные вопросы: зачем человеку фамилия, кто такие близкие родственники, как появляются имена и отчества, что означает моё имя, может ли быть членом семьи домашний питомец и многое другое. Все это помогло ребёнку лучше понять свою семью и укрепить семейные связи, почувствовать себя частью семьи, причастной к её истории и жизни. Кроме того, проект способствовал тому, чтобы дети прониклись любовью и уважением ко всем членам своей семьи. Они осознали, как важно заботиться о близких и уделять им внимание. В результате проекта у каждой семьи появилась уникальная книга о семье, созданная ребёнком. Эта книга может стать семейной реликвией.
Список используемой литературы:
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2013.
- Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно– методические материалы. – Издательство «Учитель», 2013. - 111 с.
- Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С.Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2022г.
- Майер А.А., Давыдова, О.И., Воронина, Н.В. 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в жизнь детского сада: приложение к журналу «Управление ДОУ» / А.А. Майер, М.: Сфера, 2011. – 128 с.
- Мосалова Л. Л Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.. СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011 г.
- Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
- Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. – С. 73-84.
- Сомкова О.Н., Солнцева О.В., ВербенецА.М. Проект как форма планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении// Детский сад: теория и практика. - 2012. - №9. - С. 40 - 49.
|