Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
Коммуникация
Автор: Шляпникова Любовь Михайловна   
19.04.2021 16:02

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

Аннотация: в статье рассматривается такое понятие, как «коммуникативные навыки», также представлены особенности общения дошкольников со сверстниками. Описано влияние игр на формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сверстниками.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, общение, игра, сверстники, влияние игровой деятельности

Общение является неотъемлемой частью жизни людей. Перед обществом стоит задача формирования у ребенка основ уважения к окружающим, приобщения к общечеловеческим ценностям, умения общаться и взаимодействовать. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной деятельности "социально-коммуникативное развитие" является "развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками". В качестве целевых установок в конце дошкольного детства выделяются такие коммуникативные характеристики, как: способность сопереживать в процессе общения, умение договариваться и учитывать интересы окружающих, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности, иметь позитивное отношение к себе и другим людям.

 

Общение — одно из главных условий полноценного развития ребенка. Личность человека развивается и функционирует только в отношениях с другими людьми. Именно потребность в общении выходит у человека на первый план. Именно через коммуникацию мы можем получать и передавать информацию, на основе которой можем развиваться [5].

По мнению Е. О. Смирновой коммуникативные навыки – это собственно осмысленные коммуникативные действия детей, которые основаны на системе знаний и достигнутых умений, навыков; способность детей управлять своим поведением, использовать наиболее разумные приемы и способы действий при решении различных коммуникативных задач [3].

А. Г. Рузская и М. И. Лисина выделили следующие особенности общения дошкольников со сверстниками: нестандартность и нерегулярность общения детей, раскованность их действий; большое разнообразие и широкий спектр коммуникативных действий; эмоциональная насыщенность, которая выражается в использовании выразительных и мимических средств; доминирование инициативных действий над ответными действиями, проявляющееся в неспособности ребенка продолжать и развивать диалог, который может подвергаться распаду из-за отсутствия реакции и вызывать конфликты между сверстниками [2].

Многие педагоги отмечают незаменимость игровой деятельности в формировании коммуникативной сферы, подчеркивая, что эта форма деятельности в дошкольном возрасте является ведущей. Как отмечают Н.Я. Михайленко и Н. А. Короткова, «игра занимает очень важное, если не центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом совместной деятельности».

В игре ребёнок учится правильно выражать свои мысли, чувства, эмоции и строить диалоги. Формируется чёткость произношения каждого слова, правильный акцент, выразительность и темпоритмические качества, грамотность, ясность и умение формулировать свои мысли так, чтобы их понимали другие. Также обогащается словарный запас, развивается монологическая и диалогическая речь [4].

Благодаря игре ребенок может почувствовать себя равноправным членом общества. Появляется уверенность в себе, в способности получать реальные результаты. Наличие правил помогает детям организоваться в игре, например, распределять роли, подготавливать игровую среду и т. д. Следуя правилам в игре, дети учатся контролировать свое поведение, проявляют большой самоконтроль, терпение, благодаря этому у них развивается воля, они учатся действовать по плану, помогать друг другу. Формируются эффективные коммуникативные навыки, развивается чувство общности и внимательность.

Благодаря включению в игру, дети учатся концентрироваться на предметах, входящих в игровую ситуацию, а также на содержании разыгрываемых историй и действий. Ребенка, который не хочет быть внимательным к тому, что требуется от его ситуации и который игнорирует правила игры, сверстники исключают из игры. Потребность в общении со сверстниками и их эмоциональном поощрении подталкивает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию [1].

Подводя итог, можно сказать, что игра имеет важное значение в жизни каждого ребёнка. С помощью неё у детей дошкольного возраста формируются коммуникативные навыки, необходимые им для общения со сверстниками.

Список использованных источников:

  1. Козлова С. А. Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., исправ. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 416 с
  2. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 320 с.
  3. Трофимова Ольга Валентиновна Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Специфика коммуникативного развития личности // Наука и образование сегодня. 2019. №2 (37). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-problemy-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-spetsifika (дата обращения: 07. 12. 2020).
  4. Харитонова Е.А Лобырь А.Н. Влияние игровой деятельности на развитие речи детей преддошкольного и дошкольного возраста // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2003. №4. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-igrovoy-deyatelnosti-na-razvitie-rechi-detey-preddoshkolnogo-i-doshkolnogo-vozrasta
  5. Шкуренко Д. А. Общая и медицинская психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 352 с
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год