Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВОСПИТАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Коммуникация
Автор: Кузнецова Любовь Сергеевна   
06.06.2024 06:51

ВОСПИТАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВОСПИТАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Кузнецова Любовь Сергеевна

В современном мире перед воспитателями, педагогами и родителями общество ставит задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного поколения, обладающего абсолютно всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура, являясь составляющей общечеловеческой, отображает состояние социального развития и совместно с этим проявляется на него значительное воздействие, еще содержит в себе нравы, традиции, обычаи, порядки, этикет. Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и развивается личность. Вся жизнь ребенка, любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.

Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможность успешного общения в окружающим мире. Приступать к обучению правил и норм этикета целесообразно в дошкольном возрасте, поэтому воспитателю, в целях эффективности этой деятельности, необходимо знать содержание и сущность этикета, владеть технологией его обучения.

 

Воспитатель для дошкольника — это первый человек после родителей, подготавливающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от воспитателя высокого уровня профессионализма и огромных душевных сил.

Младший дошкольный возраст — это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремление понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется, как несущий в себе нереализованные возможности в познании окружающего мира. Проблема формирования у дошкольников представлений о нормах этикета и правилах поведения является весьма актуальной. Самые первые представления о нормах этикета ребенок получает в семье, в детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. В дошкольном образовании особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития. Чем раньше будет начало формирование представлений о нормах этикета и правил поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоение социально-этический правила поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

В настоящее время под «этикетом» принято понимать сочетание формальных правил учтивости и вежливости со здравым смыслом рациональностью.

В силу того, что этикет обладает свойством аккумуляции пережитых народом в процессе ею культурно исторического развития взглядов и опыта, в нем наиболее ярко отражается принадлежащие к различным культурным эпохам религиозно-этические представления». Следует также иметь в виду, продолжают эти авторы, что нормы этикета-это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношение к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению, отличаются наибольшей консервативностью по сравнению с другими компонентами культуры народа.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательными программами ребенок в возрасте 3-4 лет должен уметь выполнять:

  • правила столового этикета (правила аккуратного приема пищи, поведение за столом);
  • поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке, умение привести внешний вид в порядок;
  • знание и умение речевого этикета (правила общения к сверстнику и взрослому, значение речевых этикетных формул – приветствие, прощение, выражение благодарности т.д.) традиции правила поведения в общественных местах: театре, на выставке, в музее, в кафе, в транспорте и т.д.).

Развитие современной цивилизации таково, что содержание норм этикета постоянно меняется. Расширение сфер жизнедеятельности современных людей неизбежно приводит к необходимости внесение нового в традиционный этикет, создание новых правил поведения и взаимоотношений. Содержание (представление) о нормах этикета должно стать предметом обсуждения, анализа, соотнесение с условиями реальной жизни, а потому столь актуально использование активных и интегративных методов в процессе воспитания у детей представлений о правилах этикета.

Содержание представлений о нормах этикета у младших дошкольников:

Когнитивный компонент – ознакомлен с социальными отношениями, моральными качествами людей, в формировании представлений об эмоциях человека. Ознакомлен с правилами общения в различных ситуациях взаимодействия людей (на прогулке, в гостях и т.д). И имеет определенный результат такой как:

  • выделяет субъекты социального мира;
  • словесно определяет основные социальные нормы;
  • умеет дифференцировать основные (базовые) эмоции;
  • знает правила этикета.

Эмоционально оценочный компонент- направлен на формирование чувства сопереживания, самочувствия. Формирования нравственно-ценностных мотивов в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, эмоциональное отношение норм этикета а так же совместная деятельность со взрослыми и сверстниками и ожидает результат такой как:

  • эмоционально выражает свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям с помощью вербальных и невербальных средств общения;
  • доброжелательное относится ко всем детям в группе детского сада, уважительно относится ко взрослым;
  • элементарно анализировать субьект-субьектные отношение социального мира, дает им эмоциональную оценку;
  • наблюдает за взаимоотношениями между людьми в различных ситуациях взаимодействия.

Поведенческий компонент – устанавливается с помощью воспитателя простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых социальных явлений, осуществляет выбор нормы правильного поведения в различных ситуациях взаимодействия.

Для более четкого определения состава содержания представлений о нормах этикета, которые должны быть освоены детьми, мы провели анализ содержания ряда примерных основных образовательных программ дошкольного образования ( «От рождения до школы», «Детство» и др.) Было выявлено, что в них той или иной степени отражены задачи, направленные на формирования представлений о нормах этикета. Эти задачи отражены в двух образовательных областях: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Говорится о формировании у детей представления о том, как вступать в общение с взрослыми и сверстниками, как вести себя за столом, каким образом обращается к взрослым и сверстникам. Несомненно, содержание должно усложнятся от возраста к возрасту. Однако анализ показал, что такого содержания не хватает, чтобы сформировать у ребенка систему представлений о нормах этикета и научить ребенка правильному поведению.

Одна из главных задач, решаемая через познание детьми правил этикета – обучение способам установления и развития коммуникаций. Осваивая этикет, дети учатся общаться с людьми: убеждать, договариваться, уступать в спорной ситуации, примиряться, отстаивать свое мнение, просить о помощи и предлагать ее, приветствовать, благодарить. Он осознает, что, если хочешь, чтобы с тобой общались и вели совместные дела, надо выглядеть так, чтобы окружающим твой внешний облик доставлял удовольствие, т.е. всегда выглядеть красиво, эстетично, привлекательно и соответственно ситуации. Младшие дошкольники не могут анализировать свое поведение и поведение других людей, способны к нравственному выбору, т.е. к такому поведенческому шагу, который не ущемляет интересы детей группы, воспитателя, родителя, любого человека, с которым они обращаются. Расширяются коммуникативные возможности детей. Ребенок становится субъектом, регулирующим собственное поведение.

Обучение правилам этикета происходит в процессе режимных моментов, через приобретение жизненного опыта. В младшей группе воспитатель

продолжает формировать у детей понятие об этикете, о его нравственной и эстетичной основе. Младшие дошкольники овладевают правилами этикета, осознают их необходимость и взаимосвязь. Закрепляют полученное знание собственным поведением и построением отношений с детьми и с взрослыми. Создают доброжелательную обстановку, в которой благополучно развиваются, ощущая себя успешными людьми. Главное, что они усваивают: этикет создан для проведения уважения к людям [30].

Жизнь ребенка в детском саду и за его пределами сопровождается правилами поведения, благодаря которым он проявляет уважение к людям, настраивает окружающих на общение с собой, привлекает к совместной деятельностии переживает состояние успешного осуществления своих дел [30].

Таким образом, формирование представлений о правилах этикета приводит дошкольников от выполнения внешних, общепринятых форм поведения кусвоению нравственных принципов; от техники поведения к нравственной и эстетической поведенческой основе. Также, вооружает детей техникой установления коммуникаций и способствует, в конечном счете, формированию личностной успешности [26].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Безгина, О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников [Текст] / О.Ю. Безгина. – М.: Мозаика-синтез, 2004. – 150 с.
  2. Белашова, Л.А. Педагогические условия формирования речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Л. А. Белашова; Акад. повышения квалификации и переподгот. работников образования М-ва образования РФ. – М., 2004. – 189 c.
  3. Беляева, О.М. Ознакомление с этическими и этикетными нормами как средство социализации дошкольников [Текст] / О.М. Беляева, М.Г. Кочеткова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. – 2014. – С. 19-22.
  4. Горьканова, А.Н. Овладение правилами этикета детьми дошкольного возраста в разных видах деятельности [Текст] / А.Н. Горьканова, Е.А. Александрова // Художественное образование и эстетическое воспитание ребенка в условиях детского сада и 83 школы. Материалы городской научно-практической конференции. – М.: Эконинформ. – 2012. – С. 72-85.
  5. Курочкина, И.Н. Обучаем дошкольников правилам речевого этикета [Текст] / И.Н. Курочкина // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010. – №6 – С.48-53.
  6. Курочкина, И.Н. Этикет в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста в современных условиях общественного развития [Текст] / И.Н. Курочкина // Евразийский союз ученых. – 2016. –№ 3-2 (24). – С. 123-125.
  7. Провоторова, О.А. Воспитание основ речевого этикета у дошкольников [Текст] / О.А. Провоторова // Логопед. – 2008. – № 7. – С. 26-40.
  8. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред. -сост. Б.Д. Эльконин. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 384 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год