Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль коммуникативных игр в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Коммуникация
Автор: Осипова Анастасия Геннадьевна   
29.06.2024 09:14

Роль коммуникативных игр в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возрастаРоль коммуникативных игр в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

«The Role of Communicative Games in the Development of Emotional Intelligence in Preschool Children»

Осипова Анастасия Геннадьевна

Osipova Anastasiya Gennadievna

«Успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют „эмоциональным интеллектом». Джон Готтман.

 

Аннотация. Статья рассматривает важность использования коммуникативных игр в развитии эмоционального интеллекта дошкольников. Обсуждаются эффективные методы, которые способствуют формированию навыков самовыражения, эмпатии и социального взаимодействия у детей. В статье представлены примеры игр, которые могут быть использованы педагогами и родителями для поддержки развития эмоционального интеллекта у малышей.

Ключевые слова: коммуникативные игры, развитие, эмоциональный интеллект, дети дошкольного возраста.

Key words: Communicative games, development, emotional intelligence, preschool-aged children.

В современном информационном обществе, где важно не только знать, но и уметь эффективно общаться, управлять своими эмоциями и понимать эмоциональные состояния других людей, развитие эмоционального интеллекта становится ключевым элементом успешной социализации. Что же такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект -это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект, является важным аспектом развития личности и позволяет эффективно справляться с различными жизненными ситуациями. Умение контролировать свои эмоции и понимать эмоциональные реакции окружающих помогает улучшить отношения, успешно решать конфликты и достигать личных и профессиональных успехов.

В современном мире, развитие эмоционального интеллекта у детей становится все более важной задачей, особенно в дошкольном возрасте.

Развитие эмоционального интеллекта в раннем возрасте играет ключевую роль в формировании у детей навыков саморегуляции эмоций, улучшении социальной адаптации и развитии коммуникационных умений, способствует конструктивному решению конфликтов и укрепляет межличностные отношения.

Дети в этом возрасте могут переживать эмоции очень ярко и не совсем этично выражать свои чувства, так как они только начинают учиться контролировать свои эмоции. Также у дошкольников могут быть трудности в выражении своих потребностей и переживаний словами, поэтому они часто используют плач или крик. Малыш просто не понимает, что с ним происходит, и не может справиться со своими базовыми эмоциями: страхом, печалью, радостью, удивлением

В этом возрасте формируются основные навыки и умения, которые будут влиять на эмоциональное благополучие и успехребёнка в будущем.

Благодаря развитию своего эмоционального интеллекта ребёнокприобретает следующие практические навыки:

  1. Умение управлять своими эмоциями и эмоциональным состоянием.
  2. Лучше понимать свои чувства и эмоции.
  3. Улучшенные навыки сотрудничества и командной работы.
  4. Более развитая способность к эмпатии и поддержке окружающих.
  5. Лучшая адаптивность к изменениям и стрессовым ситуациям. Эмоциональная грамотность у детей в будущем может способствовать успешной адаптации к новым ситуациям, обучению, карьерному росту и укреплению отношений с другими людьми.

Так какие же методы, помогут педагогам и родителям развить эмоциональный интеллект ребёнка? Один из самых важных методов развития эмоционального интеллекта у дошкольников это игровые активности. Именно в игре ребёнок учится называть свои чувства и эмоции, узнавать эмоции других людей и адекватно реагировать на них, а также моделировать положительное поведение в различных ситуациях. Самое главное что бы малышу было интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему это нравится. Именно радость и эмоциональный подъём соответствуют потребностям растущего организма. Поэтому большое значение в развитии эмоциональной сферы ребёнка имеют коммуникативные игры.

Коммуникативные игры — это специально разработанные активности, направленные на развитие и совершенствование коммуникативных навыков у детей, таких как умение общаться, слушать собеседника, выражать свои мысли и чувства, устанавливать контакт с окружающими. В ходе таких игр дети учатся эффективно общаться, сотрудничать, выражать свои эмоции и понимать чувства других людей.

Разнообразные коммуникативные игры, направленные на обучение детей распознавать и называть свои чувства, а также понимать эмоции окружающих, помогают развить эмоциональную грамотность, которая является важным компонентом эмоционального интеллекта.

Кроме того, использование коммуникативных игр в дошкольном образовании способствует не только развитию эмоционального интеллекта, но также улучшению общего уровня коммуникативных навыков и социальной адаптации у детей.

Для того что бы правильно подобратькакие именно игры подходят для разных возрастных групп детей в детском саду, следует учитывать интересы, уровень развития и способности каждой возрастной группы.

Для младших дошкольников (2-3 года) подойдут игры, основанные на подражании и общении через жесты и звуки.

Например"Эмоциональные карточки": на карточках изображены разные эмоции (счастье, грусть, злость и т.д.), дети должны показывать соответствующее выражение лица или действие.

Для старших дошкольников (4-6 лет) можно выбирать игры, которые требуют более сложного коммуникативного взаимодействия, такие как ролевые игры, конструирование в группе или обсуждение и решение задач в команде.

Для примера можно использовать такие игры:

"Музыкальные чувства": дети танцуют под разную музыку, выражая свои эмоции через движения.

"Игра в театр": дети играют ситуации, где нужно выражать и понимать разные эмоции других персонажей.

Наиболее эффективными коммуникативными играми для развития эмоционального интеллекта у дошкольников являются:

  1. Ролевые игры, где дети имитируют различные ситуации и выражают свои эмоции через действия и диалоги.
  2. Игры-познавалки, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций других людей.
  3. Игры на развитие эмпатии, где дети учатся ставить себя на место других и понимать их чувства.

Использование коммуникативных игр является эффективным инструментом в работе с детьми дошкольного возраста для развития и совершенствования их эмоционального интеллекта. Очень важно для взрослого в момент игры быть максимально включённым в процесс: слушать, сопереживать, реагировать.

В заключение хотелось бы отметить, что для развития эмоционального интеллекта ребёнка необходимо активное участие семьи, которая играет ключевую роль в процессе социализации. Только совместные усилия педагога и родителей могут привести к успеху. В результате этого партнёрства должна возникнуть атмосфера взаимного доверия и плодотворного взаимодействия. Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека, оказывая прямое влияние на ежедневные действия. Создание благоприятной обстановки воспитания позволит ребёнку формировать позитивное самовосприятие, развивать эмпатию и необходимые социальные навыки, которые характеризуют эмоциональный интеллект. Развитие этого аспекта должно быть одним из приоритетов в работе детского сада, поскольку от успешности воспитания зависит, станут ли дети ответственными и внимательными членами общества.

Списокиспользованныхисточников и литературы

  1. Сергиенко,Е.А. Хлевная, Е. АКиселёва, Т. С. «Эмоциональный интеллект ребёнка и здравый смысл его родителей». – Издательство: Малыш, 2021. – 84 с.
  2. Готтман, Джон Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Джон Готтман, Джоан Деклер; пер. с англ. Г. Федотовой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
  3. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29 — 36.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год