Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль коммуникативных игр в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Коммуникация
Автор: Осипова Анастасия Геннадьевна   
29.06.2024 09:14

Роль коммуникативных игр в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возрастаРоль коммуникативных игр в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

«The Role of Communicative Games in the Development of Emotional Intelligence in Preschool Children»

Осипова Анастасия Геннадьевна

Osipova Anastasiya Gennadievna

«Успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют „эмоциональным интеллектом». Джон Готтман.

 

Аннотация. Статья рассматривает важность использования коммуникативных игр в развитии эмоционального интеллекта дошкольников. Обсуждаются эффективные методы, которые способствуют формированию навыков самовыражения, эмпатии и социального взаимодействия у детей. В статье представлены примеры игр, которые могут быть использованы педагогами и родителями для поддержки развития эмоционального интеллекта у малышей.

Ключевые слова: коммуникативные игры, развитие, эмоциональный интеллект, дети дошкольного возраста.

Key words: Communicative games, development, emotional intelligence, preschool-aged children.

В современном информационном обществе, где важно не только знать, но и уметь эффективно общаться, управлять своими эмоциями и понимать эмоциональные состояния других людей, развитие эмоционального интеллекта становится ключевым элементом успешной социализации. Что же такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект -это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект, является важным аспектом развития личности и позволяет эффективно справляться с различными жизненными ситуациями. Умение контролировать свои эмоции и понимать эмоциональные реакции окружающих помогает улучшить отношения, успешно решать конфликты и достигать личных и профессиональных успехов.

В современном мире, развитие эмоционального интеллекта у детей становится все более важной задачей, особенно в дошкольном возрасте.

Развитие эмоционального интеллекта в раннем возрасте играет ключевую роль в формировании у детей навыков саморегуляции эмоций, улучшении социальной адаптации и развитии коммуникационных умений, способствует конструктивному решению конфликтов и укрепляет межличностные отношения.

Дети в этом возрасте могут переживать эмоции очень ярко и не совсем этично выражать свои чувства, так как они только начинают учиться контролировать свои эмоции. Также у дошкольников могут быть трудности в выражении своих потребностей и переживаний словами, поэтому они часто используют плач или крик. Малыш просто не понимает, что с ним происходит, и не может справиться со своими базовыми эмоциями: страхом, печалью, радостью, удивлением

В этом возрасте формируются основные навыки и умения, которые будут влиять на эмоциональное благополучие и успехребёнка в будущем.

Благодаря развитию своего эмоционального интеллекта ребёнокприобретает следующие практические навыки:

  1. Умение управлять своими эмоциями и эмоциональным состоянием.
  2. Лучше понимать свои чувства и эмоции.
  3. Улучшенные навыки сотрудничества и командной работы.
  4. Более развитая способность к эмпатии и поддержке окружающих.
  5. Лучшая адаптивность к изменениям и стрессовым ситуациям. Эмоциональная грамотность у детей в будущем может способствовать успешной адаптации к новым ситуациям, обучению, карьерному росту и укреплению отношений с другими людьми.

Так какие же методы, помогут педагогам и родителям развить эмоциональный интеллект ребёнка? Один из самых важных методов развития эмоционального интеллекта у дошкольников это игровые активности. Именно в игре ребёнок учится называть свои чувства и эмоции, узнавать эмоции других людей и адекватно реагировать на них, а также моделировать положительное поведение в различных ситуациях. Самое главное что бы малышу было интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему это нравится. Именно радость и эмоциональный подъём соответствуют потребностям растущего организма. Поэтому большое значение в развитии эмоциональной сферы ребёнка имеют коммуникативные игры.

Коммуникативные игры — это специально разработанные активности, направленные на развитие и совершенствование коммуникативных навыков у детей, таких как умение общаться, слушать собеседника, выражать свои мысли и чувства, устанавливать контакт с окружающими. В ходе таких игр дети учатся эффективно общаться, сотрудничать, выражать свои эмоции и понимать чувства других людей.

Разнообразные коммуникативные игры, направленные на обучение детей распознавать и называть свои чувства, а также понимать эмоции окружающих, помогают развить эмоциональную грамотность, которая является важным компонентом эмоционального интеллекта.

Кроме того, использование коммуникативных игр в дошкольном образовании способствует не только развитию эмоционального интеллекта, но также улучшению общего уровня коммуникативных навыков и социальной адаптации у детей.

Для того что бы правильно подобратькакие именно игры подходят для разных возрастных групп детей в детском саду, следует учитывать интересы, уровень развития и способности каждой возрастной группы.

Для младших дошкольников (2-3 года) подойдут игры, основанные на подражании и общении через жесты и звуки.

Например"Эмоциональные карточки": на карточках изображены разные эмоции (счастье, грусть, злость и т.д.), дети должны показывать соответствующее выражение лица или действие.

Для старших дошкольников (4-6 лет) можно выбирать игры, которые требуют более сложного коммуникативного взаимодействия, такие как ролевые игры, конструирование в группе или обсуждение и решение задач в команде.

Для примера можно использовать такие игры:

"Музыкальные чувства": дети танцуют под разную музыку, выражая свои эмоции через движения.

"Игра в театр": дети играют ситуации, где нужно выражать и понимать разные эмоции других персонажей.

Наиболее эффективными коммуникативными играми для развития эмоционального интеллекта у дошкольников являются:

  1. Ролевые игры, где дети имитируют различные ситуации и выражают свои эмоции через действия и диалоги.
  2. Игры-познавалки, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций других людей.
  3. Игры на развитие эмпатии, где дети учатся ставить себя на место других и понимать их чувства.

Использование коммуникативных игр является эффективным инструментом в работе с детьми дошкольного возраста для развития и совершенствования их эмоционального интеллекта. Очень важно для взрослого в момент игры быть максимально включённым в процесс: слушать, сопереживать, реагировать.

В заключение хотелось бы отметить, что для развития эмоционального интеллекта ребёнка необходимо активное участие семьи, которая играет ключевую роль в процессе социализации. Только совместные усилия педагога и родителей могут привести к успеху. В результате этого партнёрства должна возникнуть атмосфера взаимного доверия и плодотворного взаимодействия. Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека, оказывая прямое влияние на ежедневные действия. Создание благоприятной обстановки воспитания позволит ребёнку формировать позитивное самовосприятие, развивать эмпатию и необходимые социальные навыки, которые характеризуют эмоциональный интеллект. Развитие этого аспекта должно быть одним из приоритетов в работе детского сада, поскольку от успешности воспитания зависит, станут ли дети ответственными и внимательными членами общества.

Списокиспользованныхисточников и литературы

  1. Сергиенко,Е.А. Хлевная, Е. АКиселёва, Т. С. «Эмоциональный интеллект ребёнка и здравый смысл его родителей». – Издательство: Малыш, 2021. – 84 с.
  2. Готтман, Джон Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Джон Готтман, Джоан Деклер; пер. с англ. Г. Федотовой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
  3. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29 — 36.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год