Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Технология разновозрастного общения в ДОУ»
Коммуникация
Автор: Ильина Светлана Игнатьевна Горбунова Екатерина Сергеевна   
01.09.2024 01:23

«Технология разновозрастного общения в ДОУ»«Технология разновозрастного общения в ДОУ»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности. В сложном процессе вхождения в мир людей ребенку необходима квалифицированная помощь.

Разновозрастное взаимодействие – это взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста, способствующее обогащению их опыта, познанию себя и других, а также развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений. Первый опыт разновозрастного взаимодействия дети получают в семье. Но, необходимо учитывать, что современная семья имеет свои специфические особенности – это и неполные семьи, и семьи с единственным ребенком, семьи, где отсутствуют бабушки и дедушки и пр. естественно, что это ограничивает диапазон первичного социального взаимодействия ребенка и получение им разнообразного социального опыта и социальных норм.

 

Скачать презентацию

Нашей задачей на данном этапе является формирование социальных навыков дошкольников через разновозрастное взаимодействие, таких как: умение вступать в контакт со взрослыми, сверстниками и детьми младшего возраста; проявлять отзывчивость, уважительное отношение к окружающим людям, их интересам; умение принимать на себя функции организаторов взаимодействия: способность заинтересовать перспективами участия в игре, совместной деятельности, предлагать тему, распределять роли и т.д., проявлять умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения; умение оказывать действенную взаимопомощь, способность обратиться и принять помощь взрослого и других детей.

Согласно требованиям ФГОС разновозрастное взаимодействие: способствует усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирует уважительное отношение и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых; формирует позитивные установки к различным видам труда и творчества; формирует основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; развивает общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; развивает социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками; способствует становлению самостоятельности и целенаправленности, саморегуляции собственных действий.

Разновозрастное взаимодействие имеет большое воспитательное значение: способствует расширению спектра освоенных социальных ролей; создает условия для формирования таких социально значимых качеств личности как самостоятельность, толерантность, доброжелательность, дисциплинированность, а также ответственность; является доступным для ребенка пространством обмена социальным опытом, в том числе знаниями, практическими умениями, ценностными приоритетами, что стимулирует интерес дошкольника к социуму.

Показателями сформированностиразновозрастного взаимодействия у детей являются: общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности; проявление индивидуально-творческого потенциала, самовыражение и самореализация каждого; общение на основе добровольности и взаимных симпатий; доверие и взаимопомощь.

Важнейшей задачей является формирование самостоятельной личности, способной к сотрудничеству и принятию решений, инициативной, умеющей поставить цель и выбирать адекватные пути ее достижения. Для решения этой задачи мы разработали проект по разновозрастному взаимодействию детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Целью нашего проекта является содействие формированию самостоятельной личности, формирование опыта сотрудничества, формирование умения самореализовываться в детском коллективе.

В процессе работы мы решали следующие задачи: когнитивную, коммуникативную, поведенческую. Решая когнитивную задачу, мы формировали представления детей о себе и других людях, используя такие формы работы как игровая ситуация, образовательная ситуация, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций, беседы.

Наиболее интересной формой работы стали образовательные ситуации, в частности ситуации-упражнения. Решая коммуникативную задачу, мы формировали опыт сотрудничества детей разного дошкольного возраста, используя такие формы работы как ситуативный разговор, игровые ситуации, решение проблемных ситуаций, театрализованные игры, подвижные игры, трудовая деятельность, благотворительные акции, чтение художественной литературы, мастер-классы.

Детям была очень интересна такая форма работы как мастер-класс. Дети старшего дошкольного возраста получили опыт вовлечения детей младшего возраста в продуктивную деятельность, умения проявлять заботу и внимание. Дошкольники младшего возраста развивали навыки общения. Обмен знаниями, идеями и способами происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать коммуникативные умения: прислушиваться к мнению другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, вырабатывать совместное решение. Решая поведенческую задачу, мы формировали умение самореализовываться в коллективе детей разного возраста, используя такие формы работы как мастерская детского творчества, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.

В рамках такого взаимодействия мы провели следующие мероприятия:

«Осенний калейдоскоп», участниками которого стали дети подготовительной и второй младшей группы. Старшие дети с удовольствием провели подвижные игры для малышей, вместе весело пели и играли на музыкальных инструментах, дружно собирали осеннюю листву.

Также участниками такого общения стали наши выпускники, они провели для ребят мастер-класс.

Преимущество такого общения еще и в том, что родители также являются активными участниками, им предоставляется возможность проводить мастер-классы, а так же предлагать свою новую тематику различных мероприятий с детьми.

Так Крылова Д.В показала как можно «вылечить» старую игрушку и дать ей новую жизнь, а Чиркова Е.С провела виртуальную экскурсию по нашему городу

В нашем детском саду активно внедряются технологии разновозрастного общения: «Клубный час» и «Дети –волонтеры», что помогает обогатить детей опытом разнопланового взаимодействия, познанию себя и других.

Технология «Клубный час»

Проведению КЧ предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов, где обсуждается тематика КЧ, периодичность и длительность, определяются правила поведения.

Все сотрудники сада предупреждаются о времени и дне проведения, закрываются входные двери. Сотрудники находятся на своих рабочих местах, ожидая прихода детей ими заранее готовятся различные виды деятельности с детьми.

Педагоги определяют сигнал начала и окончания КЧ, мы использовали звонок колокольчика.

Так же определяются и правила поведения детей во время КЧ:

- Говори «здравствуй» и «до свидания», когда входишь в другую группу.

- Если взял игрушку поиграть-положи ее на место, когда уходишь.

- Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.

- Помогай проводить занятие во время КЧ

- Говори спокойно.

- Ходи спокойно.

- Возвращайся в группу по сигналу звонка.

- Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе.

В нашем детском саду мы провели следующие типы КЧ:

«Свободный» -когда дети свободно передвигаются по всей территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.

«Тематический» -влючен в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Зима». Дети делали тематические поделки, проводили опыты со льдом, играли в зимние игры.

«Деятельностный» -когда в основу КЧ положено самоопределение ребенка в выборе различной деятельности, например в музыкальном зале совместные игры детей с родителями, в физкультурном «веселая зарядка», в группах рисование и другие виды деятельности.

После проведения КЧ, все дети участники, каждый со своим воспитателем, садятся в круг на ковре и обсуждают:

-Где был ребенок

-Что понравилось

-Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему

-Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему

Продолжая говорить о разновозрастном общении, хочется поделится опытом применения еще одной технологии «Дети –волонтеры».

«Волонтерство» -очень полезная и нужная деятельность для детей. Главная суть этого движения –не ждать материального вознаграждения, чувствовать внутреннее удовлетворение, гордость за проделанную работу. У детей развивается уверенность в себе, они начинают чувствовать себя нужнымии ценными для других, развивается навык общения в разновозрастном коллективе.

Детям нравится выступать в роли помощников;

-Одевать малышей на прогулку

-Помогать прибирать игрушки

-Кормить зимой птиц

-Поливать цветы

Результатом нашей работы стала дружба и общение детей разного дошкольного возраста. Дети стали более эмоционально отзывчивыми, стали более внимательными к чувствам других людей. Эта работа позволила детям лучше усвоить общественные нормы и ценности, принятые в обществе. Мы считаем, что разновозрастное общение детей способствует приобретению социального опыта и адаптирует ребенка к реалиям современной жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 34 (350) выйдет
15 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год