Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Картотека дидактических игр по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
Коммуникация
Автор: Степанова Наталия Викторовна   
21.09.2024 18:22

Картотека дидактических игр по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Степанова Наталия Викторовна

1 блок игр направлен на создание положительного микроклимата в группе, повышение сплоченности в группе

«Разные, но похожие»

Дидактическая задача: учить детей обращать внимание на то, что все люди разные, но похожие; воспитывать чувство принадлежности к группе; активизировать внимание.

Правило игры: слушать внимательно участников игры, помогать друг другу, но не перебивать.

Ход игры. Взрослый говорит:

 

- Сейчас поднимут руки только девочки... А теперь поднимут руки мальчики... Попрыгают те, кто в брюках... У кого есть сестренка, обнимут себя... У кого есть брат, похлопают в ладоши... Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т.д.

По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой детей подводят к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.

«Связующая нить»

Дидактическая задача: формирование положительных эмоций, навыка взаимодействия, сплочение группы.

Правила игры: передавая клубок, говорить пожелание.

Ход игры. Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе воспитателя натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Волны»

Дидактическая задача: формирование навыка взаимодействия, сплочение группы, развивать эмоциональную отзывчивость.

Правила игры: запрещаются разговоры между детьми.

Од игры. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

«Жизнь в лесу»

Дидактическая задача: формировать умение взаимодействовать друг с другом, развитие невербального общения, памяти.

Правила игры: не разговаривать между собой, общаться можно только при помощи условных сигналов.

Ход игры. Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся отнего, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

«Карандаш»

Дидактическая задача: учить детей согласовывать свои действия, развивать навыки конструктивного взаимодействия и сотрудничества в паре, развивать произвольность.

Правила игры: работать в парах одним карандашом, стараться не уронить карандаш.

Ход игры. Перед каждой парой на полу лежит карандаш. Задача игроков — взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили карандаш, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями.

«Ласковое имя»

Дидактическая задача: закреплять умения детей подбирать ласковые слова, формировать положительную самооценку.

Правила игры: передавать мяч по кругу по очереди, внимательно слушать ответы игроков, не перебивать игроков.

Ход игры. Один из детей — водящий — встает в центр круга. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму имени водящего. Он последним получает мяч и называет ту ласковую форму своего имени, которая ему понравилась. Упражнение продолжается до тех пор, пока в центре круга не побывает каждый ребенок.

«Я хочу с тобой дружить»

Дидактическая задача: формировать умение устанавливать контакт, согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Правила игры: дослушать описание до конца, помогать тем, кто затрудняется.

Ход игры. Водящий произносит слова: «Я хочу дружить с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, о ком говорят, должен узнать себя, подбежать к водящему и пожать ему руку. Дальше водящим становится он.

«Разные приветствия»

Дидактическая задача: напомнить о разных формах приветствия, упражнять детей в умении здороваться по-разному с людьми, в зависимости от ситуации, развивать навыки общения.

Правила игры: не повторять ответы, помогать тем, кто затрудняется.

Ход игры. Взрослый напоминает детям, что с разными людьми мы общаемся по-разному «Поздоровайтесь так, как вы здороваетесь:

  • С другом в детском саду
  • С воспитателем
  • С клоуном в цирке
  • С любимой бабушкой
  • С тем, на кого обиделись
  • С тем, кого рады видеть».

«Клубочек»

Дидактическая задача: учить детей задавать вопросы другим детям, слушать собеседника, отвечать на вопрос; формировать умение устанавливать контакт с другими детьми.

Правила игры: передавать по очереди, слушать внимательно других детей, не перебивать.

Ход игры. Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.). Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

«Конкурс хвастунов»

Дидактическая задача: формировать умение видеть положительные качества другого человека, развитие умения выступать перед группой, воспитание уверенности в себе.

Правила игры: внимательно слушать участников, при описании использовать только положительные качества.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас, подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться».

«Комплименты»

Дидактическая задача: развивать способность детей говорить комплименты, формировать умение общаться с детьми.

Правила игры: благодарить за комплимент, помогать тем, кто затрудняется.

Ход игры. Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

2 блокнацелен нарасширение и углубление представлений детей о доброжелательном отношении к другим людям; развитие умений понимать эмоциональные состояния людей и учитывать их

«Настроение»

Дидактическая задача: дать представление детям об эмоциях; обучать передавать свои эмоции другим людям разными средствами.

Правила игры: внимательно слушать участников,

Ход игры. Педагог рассказывает о том, что у каждого человека бывают разные настроения. Он называет ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях:

мама не отпускает тебя на прогулку;

папа подарил тебе большую красивую игрушку и пр.

Педагог показывает картинки с основными настроениями и называет их: радость, грусть, испуг, злость, удивление, внимание.

Читает стихотворение:

Бывают чувства у зверей, у рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения, на всех нас настроение.

Кто веселится? Кто грустит?

Кто испугался? Кто сердит?

Рассеет все сомнения азбука настроения.

Затем детям дают конверты с изображением людей и животных, выражающих настроение.

Детям нужно найти сначала веселых людей и зверей, потом недовольных и т. д.

Далее ребенку нужно изобразить сходное настроение. Выигрывает тот, кто показал лучше.

«Лето настроений»

Дидактическая задача: развивать умение узнавать эмоцию по схеме, изображать ее, находить соответствующую в своем наборе картинок.

Правила игры: внимательно наблюдать за выступлением участников, изображать эмоции.

Оборудование: наборы картинок с изображением животных с различной мимикой (например, рыбка веселая, грустная, сердитая) по количеству детей; схематические изображения различных эмоций и настроений.

Ход игры. Бывают чувства у зверей, у рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения, на всех нас настроение.

Кто веселится? Кто грустит?

Кто испугался? Кто сердит?

Рассеет все сомнения лото настроения.

Воспитатель показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции, предлагает ребятам отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией. Карточку с ответом дети поднимают вверх, изображают соответствующее настроение.

«Я радуюсь, когда…»

Дидактическая задача: учить соотносить эмоциональное состояние с определенными событиями, развитие эмоциональной сферы.

Правила игры: отвечает только тот, кого выбрали, слушать говорящего, не перебивать.

Ход игры. Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда…», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: « (имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?».

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

« «Здравствуйте!» по очереди»

Дидактическая задача: закрепить знания детей об эмоциональных состояниях людей, учить осознавать собственное эмоциональное состояние.

Правила игры: слушать внимательно ведущего, вставать, когда здороваются.

Ход игры. Взрослый говорит, что сейчас он будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем он поздоровается, должны встать и сказать: «Здравствуйте». Далее игра проходит в два этапа. На первом этапе взрослый предлагает детям осознать свои эмоциональные состояния: «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!», «Те, кто сегодня не выспался, здравствуйте!», «Те, кому грустно, здравствуйте!». На втором этапе настраиваем детей на выполнение различных видов деятельности: «Те, кто любит рисовать, здравствуйте!», «Те, кто хочет заниматься, здравствуйте!», «Те, кто хочет стать умным (уверенным), здравствуйте!».

«Тренируем эмоции»

Дидактическая задача: познакомить с понятием «положительные и отрицательные эмоции»; развивать умения различать эмоциональные состояния людей; учить изображать их с помощью мимики, пантомимике.

Правила игры: нельзя говорить, можно только изображать при помощи мимики и жестов.

Ход игры. Вариант 1. На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка – по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети – зрители – должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Вариант 2. Для изучения интенсивности эмоций задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, радость, а другому – восторг, (раздражение – ярость, печаль – горе). Задача зрителей – как можно точнее определить эти эмоции.

«Пиктограммы»

Дидактическая задача: учить детей различать и изображать различные эмоции.

Правила игры: внимательно наблюдать за выступлением участников, благодарить за выступление, всем участвовать в игре (изображать эмоции).

Ход игры. На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

«Встреча эмоций»

Дидактическая задача: закрепить знания основных эмоций: интерес, радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд; учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам.

Правила игры: внимательно наблюдать за выступлением участников, изображать эмоции.

Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.

Ведущий изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.

«Передай настроение»

Дидактическая задача: развивать способность передавать настроение

Правила игры: говорить по очереди, помогать товарищам.

Ход игры. Ведущий должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т. д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побывать ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

«Мы друзья-товарищи».

Дидактическая задача: развивать способность детей замечать эмоциональное состояние человека по его внешнему виду, мимике и жестам; развивать наблюдательность и внимание к людям, с которыми живут и общаются дети; воспитывать эмпатию, отзывчивость на состояние окружающих людей словом и делом.

Правила игры: слушать внимательно, говорить по очереди.

Ход игры. Воспитатель показывает детям красиво оформленную папку, на которой написаны слова «Мы друзья-товарищи» и спрашивает, что же может быть в папке? Вопрос привлекает внимание детей и возбуждает интерес. Кто-то из детей достает картинки с портретами. Можно придумать имена героям картинок. Воспитатель спрашивает, что можно о каждом сказать.

У детей, возможно, возникнут затруднения: они еще не умеют определять эмоциональное состояние человека по внешним проявлениям. Часто перечисляют внешние признаки: платье, бантик, туфельки.

Воспитатель: «О ком из мальчиков можно сказать, что он веселый, добрый, а о ком, что он задумался, может быть, вспоминает что-то. А девочка добрая, смотрите, как она смотрит на птенчика».

Дети рассматривают картины.

Воспитатель: «Посмотрите внимательно, может, кому-то нужно помочь? С кем- то куда-то пойти? Что-то спросить? Вот мы и познакомились со всеми. А теперь подумайте, может быть, кто-либо из вас выберет себе друга или подругу».

«Играть будем так: каждый возьмет картинку, хорошо рассмотрит ее, покажет всем детям и скажет, кто на картинке, что он узнал о детях, кого хочет выбрать себе в друзья».

Важно, чтобы все дети учились различать проявления эмоционального состояния человека и умели рассказывать об этом.

«Я сегодня вот такой»

Дидактическая задача: развивать способность детей понимать свое состояние; развивать наблюдательность, воспитывать отзывчивость к другим людям.

Правила игры: показывать нужно по очереди, внимательно смотреть на водящего.

Ход игры. Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» — и показывает невербально свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу.

В игре должен принять участие каждый ребенок. В заключение дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все!»

3 блокспособствует развитию коммуникативных навыков: умению слушать собеседника, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать; развитию культуры общения

«Умей извиняться»

Дидактическая задача: учить детей уместно употреблять различные формы извинений.

Правила игры: внимательно слушать, говорить по очереди.

Ход игры. Педагог спрашивает детей, с какими вежливыми словами они уже знакомы. Называют вежливые слова, которыми пользуются, если обидели кого-нибудь или поступили не правильно и т.д. Это слова «извините, простите».

Педагог читает стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились».

Мы поссорились с подругой и уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала, только мишку подержала, только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам!».

Педагог спрашивает: «Как же могут помириться девочки?» (конкурс ответов)

Автор стихотворения предлагает такой путь примирения:

Дам ей мишку, извинюсь, дам ей мячик, дам трамвай и скажу: «Играть давай!»

«Слова вежливости»

Дидактическая задача: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Правила игры: соблюдать очередность, мяч бросать в руки, называть только вежливые слова.

Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

«Приятные слова»

Дидактическая задача: закрепитьзнания о значении «вежливых слов», формировать умение говорить приятное друг другу.

Правила игры: внимательно слушать участников, говорить по очереди.

Ход игры. Педагог обсуждает с детьми, какую роль в нашей жизни играют приятные слова: они помогают успокоить того, кто чем-то расстроен, подбодрить того, у кого что-то не получается, просто улучшить настроение. Можно вспомнить и поговорки: «Доброе слово и кошке приятно», «Ласковое слово как теплое солнышко», «Хорошим словом можно спасти, а плохим убить».

После обсуждения воспитатель предлагает детям сказать друг другу несколько приятных слов. Например: «Ты нам очень нравишься, мы тебя любим, ты очень хороший (ая), красивый (ая), добрый (ая) и так далее».

В эту игру можно играть в парах или, сидя по кругу и передавая мяч, говорить приятные слова всем сразу.

«Поиски добрых слов»

Дидактическая задача: обратить внимание на то, что слова извините, простите – «волшебные слова»: они помогают сохранять добрые отношения, дружбу. Раскрыть на примерах значение этих слов для исправления допущенной ошибки. Объяснить детям необходимость извинения, признания вины или доказательства справедливости. Воспитывать понимание связи слов и поступка.

Игровая задача: найти добрые слова в книжках-малышках.

Игровые действия: поиск «волшебного слова», применение этих слов во взаимосвязи с поступком.

Правила игры: находить «волшебное слово» в примере, не мешать друг другу, при необходимости – помогать, радоваться успеху товарища.

Ход игры. Воспитатель: «В конверте находятся книжки-малышки, 1 книжка на двоих. Нужно довориться, кто с кем будет рассматривать книжку. Я буду читать, а вы находить добрые слова». Воспитатель раздает книжки детям. Они рассматривают, а потом подходят к педагогу и вежливо просят прочитать.

В конце игры дети называют «волшебные слова».

«О чём спросить при встрече»

Дидактическая задача: учить детей вступать в контакт.

Правило: говорить нужно по очереди, получив эстафету, дважды повторять вопрос нельзя.

Ход игры. Дети сидят в кругу. У ведущего – эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков – сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает ( «Как живёте?»«Хорошо». «Как идут дела?»«Нормально». «Что нового?»«Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

«Рисуем вдвоем»

Дидактическая задача: учить детей взаимодействовать между собой, воспитывать дружеские отношения, развивать умение договариваться.

Правила игры: нельзя отнимать друг у друга фломастеры, договариваться, используя «добрые» слова.

Ход игры. На одном листе и одним набором фломастеров нарисовать общий рисунок и придумать ему название. Есть и другие виды такой игры, в которую нужно играть вдвоем или небольшими группами – «Собери пазл», «Построй замок» и т.д. Для усложнения задания можно запретить разговаривать между собой при его выполнении. Таким образом, включается и невербальное общение.

«Вопрос – ответ»

Дидактическая задача: учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Правила игры: отвечать только после получения мяча, внимательно слушать ответы игроков.

Ход игры. Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. ( «Какое у тебя настроение?»«Радостное». «Где ты был в воскресенье?»«Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?»«Ловишки» и т.д.).

«Радио»

Дидактическая задача: напомнить, кто такой диктор; учить выделять наиболее существенные признаки; воспитывать умение быть внимательным.

Правила игры: выбирать диктора при помощи считалки, дослушивать речь диктора до конца.

Ход игры. Педагог: «Сегодня мы будем играть в новую игру, она называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей наше группы. Он будет кого-то описывать, а мы по рассказу его узнаем. Сначала диктором буду я. «Внимание! Потерялась девочка. На ней …». Дети называют девочку. «А теперь выберем нового диктора при помощи считалки». Диктор дает описание ребенка.

«Зеркало»

Дидактическая задача: учить детей договариваться, приходить к общему решению, развивать внимание.

Правила игры: внимательно наблюдать за движениями, помогать товарищу в случае необходимости.

Ход игры. Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями «правильности» зеркала является точность и одновременность движений.

Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало. Показав 2-3 движения, пара детей садится наместо, а следующая демонстрирует свою «зеркальность».

«Испорченный телефон»

Дидактическая задача: развивать способность точно воспринимать и передавать информацию; развивать произвольное внимание.

Правила игры: внимательно слушать товарища, говорить соседу шепотом, чтобы не услышали другие игроки.

Ход игры. Игра для 5—6 человек. Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает первого ребенка, как он провел выходные дни, а после этого громко говорит всем детям: «Как интересно рассказал мне Саша про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал и что он мне рассказал? Тогда Саша шепотом, на ушко расскажет об этом своему соседу, а сосед тоже шепотом, чтобы никто другой не услышал, расскажет то же самое своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем о том, что делал Саша». Взрослый советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: нужно сесть поближе, смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки (можно даже зажать другое ухо рукой). Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявляет, что ему сказали и как он понял, что Саша делал в выходные. Все дети сравнивают, насколько изменился смысл передаваемой информации.

Если первому ребенку трудно сформулировать четкое сообщение, «запустить цепочку» может взрослый. Начинать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная. Например: «У собаки длинный нос, а у кошки длинный хвост» или «Когда птички зевают, они рот не открывают».

Иногда дети специально, ради шутки, искажают содержание полученной информации, и тогда можно констатировать, что телефон совершенно испорченный и нуждается в починке. Нужно выбрать мастера, который найдет «поломку и сможет ее устранить». Мастер понарошку «чинит» телефон, и после следующего круга все оценивают, стал ли телефон работать лучше.

Литература

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. Сада/ А. К. Бондаренко. Москва: Просвещение, 1991. – 157 с.
  2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. Москва: Айрис-Пресс, 2007. – 160 с.
  3. Клюева Н.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 2006. –240с.
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей/ М.А. Панфилова. Москва: Гном, 2018. –160 с.
  5. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений/ Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. –256 с.
  6. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками/ Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – Санкт Петербург: Детство-Пресс, 2008. – 384с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год