Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование альтернативной (дополнительной) коммуникации (PECS) для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Коммуникация
Автор: Аюпова Елена Евгеньевна Пестренина Лариса Евгеньевна   
28.09.2024 10:50

Использование альтернативной (дополнительной) коммуникации (PECS) для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектраИспользование альтернативной (дополнительной) коммуникации (PECS) для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

  • Аюпова Елена Евгеньевна, к.п. н., учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Театр на Звезде» г. Перми,
  • Пестренина Лариса Евгеньевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад «Театр на Звезде» г. Перми

Формирование коммуникативных навыков – одно из важнейших направлений коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования ориентирует педагогов, работающих с детьми с РАС на оптимизацию развития детей данной категории в период дошкольного детства, достижение ими возможно более высокого уровня сформированности социальных и коммуникативных навыков.

Применение средств альтернативной (дополнительной) коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для неговорящих детей с ментальными нарушениями. Если такой ребенок никогда не говорил, то он может демонстрировать агрессивное и проблемное поведение, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение средств альтернативной (дополнительной) коммуникации предоставит ребенку с РАС адекватный способ для коммуникации с другими людьми.

 

Одно из средств альтернативной коммуникации -коммуникационнаясистема обмена изображениями PECS разработана Лори Фрост иЭнди Бонди в1985 году.

Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) — это модифицированная программа прикладного поведенческого анализа (ABA) по раннему обучению невербальной символической коммуникации. Данная программа не учит устной речи напрямую, однако такое обучение способствует развитию речи у ребенка с аутизмом — некоторые дети после начала программы PECS начинают использовать спонтанную речь.

В методику включены шесть основных этапов обучения:

  1. Ребенок обучается основам общения между людьми;
  2. Между участниками коммуникации увеличивается дистанция, что способствует повышению самостоятельности ученика;
  3. Ребенок учится различать карточки, выбирая нужные изображения из нескольких картинок. В случае ошибочного ответа на этом этапе используются специальные коррекционные стратегии;
  4. Построение из карточек осмысленных предложений: ребенок заканчивает написанную на полоске фразу «Я хочу» картинкой, изображающей желаемую вещь, после чего отдает полоску собеседнику;
  5. Обучение ответам на вопрос «Что ты хочешь?» с использованием карточек;
  6. Обучение комментированию различных ситуаций (ответам на вопросы «Что ты видишь?» и т. д.).

Для включения обучающихся в программу PECS сначала необходимосформировать у детей базисные коммуникативные навыки. Но и даже после проведенной работы небольшой процент воспитанников (примерно 30%) показали готовность к 1 этапу по программе формирования коммуникативных навыков с использованием карточек PECS. У детей отмечалась зачатки преднамеренной коммуникации, желание попроситьпредмет/игрушку с помощью указательного жеста или показа на него рукой родителя/педагога, дети научились выполнять два-три действия по подражанию, использовали жесты «да», «нет».

Входе реализации программы большая частьвоспитанников с РАСосвоили навыки 1 и 2 этапаиспользованияPECS. Успешность в освоении навыковобъясняется следующими факторами: готовность к общению, соблюдение этапов и выполнение участниками учебного процесса рекомендаций в формировании коммуникативных навыков по PECS, активное участие родителей в этом процессе.

Коррекцию речевых расстройств и развитие коммуникативных навыков у воспитанников с РАС следует начинать как можно раньше, т.к. требуется очень длительный период систематической работы команды специалистов. Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка с РАС затруднительно.

Если речь не может быть средством коммуникации, необходимо как можно раньше предложить ребенку другую, альтернативную систему, принимая во внимание, что язык играет основную роль в социализации ребенка.

Система альтернативной коммуникации позволяет детям, не владеющим речью или имеющим системные нарушения речи, получить средство коммуникации, позволяющее выразить свои потребности и желания. Включение в коррекционную работу сдетьми с РАС средств альтернативной коммуникации может повысить уровень их адаптации и социализации, улучшить качество жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год