Формирование коммуникативной деятельности у детей с заиканием через программу «Азбука общения» |
Коммуникация | |
Автор: Ильина Алена Васильевна Рысева Лидия Сергеевна Басова Ольга Викторовна | |
20.05.2025 09:13 | |
Авторы:
Воспитатели:
Проблема коррекции заикания существует в педагогике несколько столетий, до сих пор остается актуальной и привлекает к себе внимание своей сложностью. Заикание является выражением самых разнообразных затруднений в овладении коммуникативной функцией речи. Для успешного преодоления заикания мало выработать правильную технику речи, надо перестать бояться общаться с людьми на вербальном уровне. Вербальная коммуникация обозначает общение между людьми посредством языка, речи. Речь является самым универсальным средством коммуникации.
Воздействие словом усиливается или ослабляется при использовании невербальных средств общения, к которым относятся: жесты, мимика, пантомимика. Важную роль в процессе общения играет умение внешне выразить свои эмоции и правильно понять эмоциональное состояние собеседника. Существует мнение о том, что эмоции, отражающиеся на лице, слышны лучше, чем речь. Формирование у заикающихся детей умений и навыков практического овладения выразительными движениями – одна из задач экспериментально-образовательной программы «Азбука общения», основное назначение которой помочь детям с речевыми нарушениями в овладении, возможными для их возраста, средствами и навыками коммуникации и социального поведения. Составляя перспективный план работы по «Азбуке общения» для группы с заикающимися детьми, мы провели параллель между разделами «Азбуки общения» и лексическими темами, на которых построена программа по коррекции заикания, и постарались объединить их в единое целое. Обучение детей «Азбуке общения» явилось не как дополнительная нагрузкак адаптированной основной образовательной программе, а как помощь детям в овладении средствами коммуникации. Например, в ноябре изучаем раздел «Азбуки общения» — «Мудрость природы» (общение с животными и растениями). Лексические темы: «Овощи – фрукты», «Перелетные птицы», «Звери наших лесов». В декабре изучаем раздел «Я и мир вокруг меня». Лексические темы: «Наш город», «Транспорт». В январе в разделе «Без друзей не проживёшь» изучаются лексические темы: «Новогодняя ёлка», «Домашние животные», «Зимние забавы». В марте в разделе «Я и моя семья» изучаются темы: «Семья», «Посуда», «Мебель». В результате проделанной работы прослеживается динамика улучшения речи детей нашей группы. Если до начала эксперимента в сентябре 70% детей были недоступны даже однословные ответы, то уже в ноябре эта цифра снизилась да 10%, а в январе таких явлений в группе не наблюдалось. В начале учебного года всего лишь 10% детей могли отвечать фразой из двух-четырех слов. В середине эксперимента (январь) картина существенно изменилась. Так, 80% детей могли отвечать развернутой фразой из двух-трех смысловых отрезков, 10% детей научились отвечать одним словом и еще 10% могли оперировать фразой из двух-четырех слов. Как следует из экспериментальных данных, уменьшилось число детей, использующих сопутствующие движения с 40% до 20%, а также снизилось количество детей, употребляющих в речи эмболофразии (с 50% до 20%). Арсенал и качество средств выразительного поведения у детей нашей группы в начале эксперимента не отличался большим разнообразием. По данным наблюдений у 30% обследуемых детей отсутствовала разнообразная мимика, у 40% была однообразная и лишь у 30% — естественная. У 70 % детей скованная пантомимика и лишь у 30% — естественная. У 50% детей отсутствовала жестикуляция, у 30% была скованная и лишь у 20% — живая. В середине эксперимента (январь) данные существенно изменились. Значительно повысился уровень использования разнообразной мимики с 30% до 70%, а также изменилось количество детей, использующих живую жестикуляцию. С 20% до 60%. Наблюдается существенный рост количества детей с естественной пантомимикой, с 30% до 60%. К концу учебного года у 70% детей заикание не наблюдается. 20% детей могут отвечать развернутой фразой из 2-3 смысловых отрезков. 10% детей доступна фраза из 2-4 слов. Можно сделать вывод, что используемая нами методика позволила детям накопить психологические и коммуникативные средства, обеспечивающие речь без заикания и адаптированное поведение. ЛИТЕРАТУРА
|