Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Народные игры в обучении старших дошкольников правилам современного этикета.
Коммуникация
Автор: Губайдуллина Вера Николаевна   
30.04.2013 07:52

Народные игры в обучении старших дошкольников правилам современного этикета.Актуальность. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.  Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова.

 


Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве. Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности  относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенку, получается, общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.
Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих. И в каждой эпохе свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.
Всё начинается с детства.   Одной из задач гуманизации педагогического процесса является воспитание высокообразованного  и хорошо воспитанного поколения, воспринявшего все достижения созданной человечеством культуры. Начинать воспитание культуры поведения следует в раннем детстве, но для этого педагогу самому надо быть культурным и хорошо воспитанным человеком, знать правила этикета, следовать его принципам, владеть методикой обучения. Нацелить педагогов на такую работу, подсказать верные и эффективные пути воспитания культуры поведения у детей, а, следовательно, и разрешения поведенческих проблем общества.

Народные игры в обучении старших дошкольников правилам современного этикета.

В «Концепции дошкольного образования» Республики Саха (Якутия) в разделе социально-нравственное воспитании указано, что  педагогический процесс ориентирован на формирование у детей не только знаний, умений и навыков, но и потребности в общении с окружающими людьми, умения вступать в общение с взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, проявлять свои эмоциональные состояния на основе принятых в обществе норм поведения.
Современный этикет включает в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений и отражающихся в их внешнем виде, в обхождении с окружающими, формах приветствия и общения, в речи. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.  Знакомство с правилами этикета идет в практической деятельности детей. Игра и есть та деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам . Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает русскую речь, получает информацию из истории русского народа. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других.
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнения представлений об окружающем мире. Совершенствование всех психических процессов, стимулирует  переход детского организма в более высокую ступень развития.  Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношение, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия,  в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, проявления, чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости и находчивости.

Народные игры в обучении старших дошкольников правилам современного этикета.


В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, с жеребьевками и потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическо.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузкой, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.
Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Игра на Руси была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель:  разработать серию народных игр по обучению  правил  этикета у старших дошкольников.

 

Народные игры в обучении старших дошкольников правилам современного этикета.


Серия народных игр по формированию
правил этикета у детей старшего дошкольного возраста
Нашей работе предшествовал подготовительный этап.
Цель: формировать первичные представления  о поведенческих правилах.
1. Познакомить детей с правилами гигиены;
2. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка:
-воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность;
3. Развивать речь:
-расширять словарный запас детей;
-формировать звуковую культуру речи;
-формировать грамматический строй речи.
4. Серия занятий:   
•    Вводная беседа «Страна Чистюляндия»
•     Занятие «Зубное приключение»
•     Игра «Кукла Лиза простудилась»
•     Занятие «Расти коса до пояса»
•     Развлечение «Город Чистой одежды»
•     Занятие «Грязные руки»
Основной этап работы. Знакомство с правилами  этикета и развитие культуры поведения детей дошкольного возраста.
Цель: формирование культуры поведения детей и закрепление навыков в повседневной деятельности.
1. Продолжать формировать навыки речевого этикета;
2. Закреплять умение использовать правила поведения в повседневной жизни;
3. Развивать память, внимание, речь.
Нами подобрана серия народных игр по обучению старших дошкольников правилам современного этикета. Серия состоит из 11 народных игр и основана на  дидактических принципах:
•    принцип сознательности и активности, то есть в работе мы использовали такой характер обучения, когда дети не пассивно,  а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки;
•    принцип постепенности и систематичности знаний, то есть работа рассчитана на год, игры подобраны в соответствии с возрастом и распределены по месяцам с учетом от простого к сложному;
•    принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками, то есть систематически проводилась индивидуальная работа, и повторялся пройденный материал.
В ходе игр  обучали старших дошкольников правилам этикета, также детей учили подчиняться общим интересам, требованиям взрослого и установленным правилам поведения; развивали привычку играть вместе и дружно; воспитывали этикетные правила.

Народные игры в обучении старших дошкольников правилам современного этикета.

Начинается серия с  игры «Бояре», в которой дети знакомятся с правилами речевого этикета, который отражает  доброжелательное отношение друг к другу и желание обращаться по имени, и проводится в октябре месяце. Далее в ноябре следуют две  игры: «Вежливый котик» и «Вежливый ручеек», знакомят детей со словосочетаниями, используемыми при приветствии и прощании. Игры «Здравствуй сосед» и «Как хорошо с тобой дружить» - раскрывают правила знакомства и воспитывают доброжелательное отношение друг к другу, и проводятся в декабре. В старшем дошкольном возрасте вводится важное этикетное правило: красиво и опрятно выглядеть, этому способствуют такие игры, как «Лови мяч» и «Поменяемся местами», их следует разучивать в январе месяце. На февраль месяц определена игра  «Алло, алло, кто говорит» - обучение правилам разговора по телефону, развивает память и воображение. Правила гостевого этикета раскрываются и закрепляются в игре «Третий лишний», в марте месяце. В апреле следует игра «Золотые ворота», где формируются навыки поведения на улице, закрепляются правила перехода через проезжую  часть. Итоговая игра в мае месяце «Платочек» - закрепляет правила этикета через поговорки и пословицы.
Каждая игра рассчитана от 10 до 15 минут. Обучение играм проходит в три этапа:
1-й этап – ознакомление с игрой (название, сюжет, основные правила);
2-й этап – дальнейшее изучение содержания и правил;
3-й этап – внесение дополнений и изменений в содержание и правил игры.
В работе мы использовали следующие методы:
•    Рассказ – о русских играх, об обычаях;
•    Описание – знакомство с содержанием игры;
•    Объяснение – во время игр объяснение правил, исправление нарушения правил;
•    Беседа (вопросно-ответная) – после игр закрепление правил;
•    Практический метод – проведение игр с детьми.
В нашей работе огромное значение имеет предварительная работа, которая состояла из чтения художественной литературы, разучивание стихов и текстов для игр, бесед, рассматривания иллюстраций, рисунков и фотографий, игровых упражнений. Предварительная работа привела к созданию правильных представлений об этикете, его значении в обществе, научила детей умению пользоваться правилами этикета. Для того чтобы обеспечить более глубокое усвоение этикетных навыков и развитие  культуры поведения мы продолжили работу с серией игр.

Народные игры в обучении старших дошкольников правилам современного этикета.

В игре «Бояре» красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре. Во время этой игры у детей развивается сила и реакция, в сознании детей внедряется мысль о важности имени человека. Они испытывают позитивные чувства (радость, гордость, трепет), когда звучат их собственные имена. Дети в играх «Вежливый котик» и «Вежливый ручеек» проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их друг другу, помогают тому, кто забыл слово. Игры способствуют осознанию детьми того, что вежливые слова нужны для построения доброжелательных отношений и проявления любви. В процессе обучения игре «Здравствуй сосед» дети чувствуют, эмоциональное удовлетворение оттого, что самостоятельно знакомятся друг с другом, это делает их общительными и коммуникативными.   «Лови мяч»  - одна из самых обыкновенных и простых игр с мячом, в которую могут играть и мальчики, и девочки у всякой стены, даже в доме. Мяч должен быть невелик и достаточно упруг. Дети четко и внятно указывали на внешний вид игроков. Во время игры следует наблюдать за поведением каждого ребенка и подсказывать им нужные для описания внешнего вида  слова. Для закрепления правил игры  проводиться индивидуальная работа с застенчивыми и неуверенными детьми. В ходе игры «Поменяемся местами» можно меняться местами по самым различным поводам: кто любит животных и птиц, помогает бабушке, дружит с дедушкой, радуется комплементам друзей. В игре отрабатывается быстрота реакции, ловкость, координация движений, храбрость. Наблюдая за детьми, можно определить психологическую характеристику детей: ребенок не нуждается в общении с дедушкой, не хочет ни кому нравиться, не любит собак и тому подобное. С помощью инсценировки произведения К.И. Чуковского «Телефон» проводится игра «Алло, алло, кто говорит». Здесь главное правило быстро обежать круг и поднять трубку аккуратно и сказать в нее слово «Алло», так чтобы позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады. А само произведение следует читать с интонацией, используя мимику и жесты. Игра «Третий лишний», способствует закреплению навыков преподнесения подарка, а также развивает качества гостеприимства. В этой игре используется специальный атрибут веточка вербы, символизирующее веру в доброе, прекрасное.   Эту игру можно связать с вербным воскресеньем, организовать экскурсию в парк, понаблюдать за вербой, провести игру на свежем воздухе.  Игру «Золотые ворота» желательно проводить на прогулке во второй половине дня.  Для этой игры требуется  специально оборудованная площадка с разметкой проезжей части и пешеходного перехода. Данная игра не только закрепляет правила перехода проезжей части и знание цветов светофора, но и учит правилам поведения на улице: не кричать, громко  не разговаривать, не сорить и не оставлять после себя грязь.  В заключении проводится игра «Платочек», которая требует  проведение большой предварительной работы, то есть знакомство с русскими народными пословицами и поговорками, и их разучивание. В этой игре закрепление народной мудрости послужит как усиление нравственного аспекта, воспитание культуры поведения, так и привлечение к богатству русского языка. 
В играх, в которых требуются водящие, используются считалки. На первом этапе знакомства с играми дети используют в речи однотипные и повторяющиеся слова и словосочетания. Это требует тщательной подготовки педагога: следует составить список самых различных приветствий, слов расставаний, вежливых слов, словосочетаний, пожеланий, извинений.
В процессе знакомства с правилами этикета посредством народных игр, дети чувствуют большое эмоциональное удовлетворение от того, что самостоятельно находят правильное словосочетание и получают положительные результаты. 
Как видно из проделанной работы, мы старались создавать условия для расширения и углубления знаний по развитию этических представлений и норм поведения у детей 5-6 лет. В работе мы избегали прямого научения ребенка, а создавали условия только для расширения и углубления объема знаний по правилам этикета для развития ребенка.
Основываясь на труды педагогов и психологов, мы нашли  свои пути работы с родителями в детском саду. Цель работы:  дать родителям педагогические знания по проблеме формирования у детей этикетного поведения с  использованием народных игр. Для этого нами проведена следующая  работа:
1.    обеспечение информацией родителей о работе с детьми, отраженной на стенде:
•    рекомендуемый список для чтения;
•    “Это интересно” вырезки из газет и журналов;
•    фотовыставка “Дети и этикет”
2.    для объема научных и практических знаний родителей об этикетной грамотности, проводить:
•    индивидуальные консультации;
•    родительское собрание с выступлениями родителей;
•    присутствие родителей во время проведения игр с детьми;
•    домашние задания для совместной работы родителей и детей (изготовление народных костюмов).
Таким образом, проведенные игры дали положительные результаты. Дети стали доброжелательно относиться друг другу, часто по имени обращаться к сверстникам, научились использовать в речи вежливые слова, обращать внимание на внешнюю красоту ребенка, на хорошие, добрые поступки, видеть хорошие качества сверстников и т.д.

План занятий-Народные игры по обучению правил этикета у старших дошкольников

Губайдуллина Вера Николаевна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год