Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук (З). Буква З» (старшая группа)
Обучение грамоте
Автор: Ворошилова Ирина Анатольевна   
03.02.2021 12:12

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук (З). Буква З» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звук (З). Буква З» (старшая группа)

МДОУ д/с 28 г. Ржева Тверской области Учитель – логопед высшей категории: Ворошилова Ирина Анатольевна

Цели занятия: познакомить детей со звуком [З] и буквой «З».

Задачи

Коррекционно — образовательная:

  • учить детей характеризовать звук [З] с опорой на акустические и артикуляционные признаки; соотнесение звука [З] с буквой «З».

Коррекционно — развивающие:

  • упражнять детей в звуковом анализе слов;
  • развивать фонематические представления;
  • развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику у детей;
  • развивать внимание, мышление.

Скачать конспект

Коррекционно — воспитательная:

  • формирование у детей навыков сотрудничества, доброжелательности, умения выслушивать друг друга, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: картинка для звукоподражания «Комар», предметные картинки, в названии которых присутствует звук [З]; буква «З», дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, звёздочки для выкладывания буквы «З», карточки с буквой «З», карандаши, нитка (по количеству детей).

Ход занятия

Организационный момент

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

А потом их разведём и к себе скорей прижмём.

- Брови к верху поднимаем, а потом их опускаем.

- Щечки мы надули, щечки мы втянули.

- удивились, улыбнулись, растолстели, похудели.

Если услышите, что звучит колокольчик, садятся за столы девочки,

если музыкальный молоточек- садятся мальчики.

Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Заборчик», «Трубочка». Чередовать упражнения «Заборчик»«Трубочка».

«Открыть – закрыть заборчик» Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Накажем непослушный язычок» «пя-пя-пя», а потом «тя-тя-тя».

«Блинчик» Удерживать под счет от 10 до 15 секунд, «Остудим блинчик»

«Почистим нижние зубки», «Горка».

Логопед предлагает детям отгадать загадки.

Загадки

Себя он раскрывает, тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет — сделает наоборот. (Зонт)

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

(Замок)

Зимой серый, летом белый.

(Заяц)

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя

По земле ползёт она.

(Змея)

После отгадывания загадок выставляются соответствующие картинки.

Объявление темы занятия

С какого звука начинаются все слова — отгадки?

Ответы детей.

Логопед выставляет картинку для звукоподражания.

К нам в гости прилетел большой комар. Какой звук он издаёт, когда летит?

Дети: «З- з з.»

Логопед: «Правильно, звук [З]. С этим звуком мы сегодня познакомимся».

Послушайте сказку о Язычке.

«Язычку очень нравилась песенка водички. Он часто её пел, но песенку водички он пел тихо, без голоса. Он закрыл свой домик, прижал хвостик к крылечку, пустил ветерок, включил голос и звонко – звонко запел: «з – з — з». «Это новая песенка, — сказал Язычок, — это песенка комара. Комар так поёт, когда летит и хочет кого – то укусить». (Споём все вместе песенку комара)

Произнесение звука [З] хором и индивидуально.

Характеристика артикуляции звука [З]:

губы в «улыбке»;

зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

кончик языка упирается в нижние зубы;

посередине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя.

Звук [З] — согласный, твёрдый, обозначаем его фишкой синего цвета.

Логопед: «Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесём звук [З].

Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Звук [З] — звонкий.

Давай те поселим его в домик для звуков. В какой дом его поселим? (ответы детей).

Упражнение «Слушай внимательно».

Попросить детей послушать разные звуки и хлопать в ладоши, когда они услышат звук [З] в звуках, слогах, словах.

- «С», «З», «Т», «Ш», «С», «Ж», «З», «С», «З»

- «са», «за», «то», «ша», «со»

- «санки», «зонт», «шуба», «заяц»

Повтори чистоговорки

За – за – за – вот идёт коза

Зу –зу – зу – мы ведем козу

Зы – зы – зы – новые тазы

Упражнение «Где звук?».

Попросить детей назвать картинки и определить, где в этих словах слышится звук [З] с помощью звуковой схемы (начало, середина, конец слова).

Дети с помощью синей фишки показывают место звука «З» в словах, обозначающих картинки.

Картинки: заяц, зуб, зубр, арбуз, забор, зонт, забор.

Физкультминутка Зайка

Проговаривание слов с имитацией движений.

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет.

В чехарду играть зовет.

Лапками вверх, лапками вниз.

На носочки, подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок, скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Развитие фонематических представлений.

Игра «Назови слова»

Назвать слова, которые начинаются со звука[З].

Логопед: «Ваше внимание, ваше старание,

Хорошая работа будет награждаться «звездой».

За каждый правильный ответ ребёнок получает «звезду».

Игра «Волшебная цепочка»

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

Гимнастика для глаз

«Заяц»

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. Ай – да, заинька, умелый! Глазками моргает. Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

Смотрят вверх. Глазами смотрят вверх – вниз, вправо – влево. Моргают глазками. Глазки закрывают.

Знакомство с буквой «З».

Логопед демонстрирует детям букву «З».

- Звук [З] на письме мы обозначаем буквой «З».

Логопед предлагает рассмотреть букву «З».

Уточнить, на что похожа буква «З», прочитать про неё стихотворение.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра «три».

С. Я. Маршак

- Предложить детям нарисовать букву «З» карандашом в воздухе.

- Выложить букву «З» ниткой

Итог занятия

-Какой звук и букву мы сегодня изучали на занятии?

Дети дают характеристику звуку [З] (звук [З] — согласный, твёрдый, звонкий).

Логопед находит положительные моменты в работе детей.

Будем звёзды зажигать.

Будем букву составлять

На магнитной доске из этих звёзд составляется буква «З».

Логопед предлагает Детям встать в круг:

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!

Список использованной литературы

  1. Генинг М.Г. Воспитание у дошкольников правильной речи Чебоксары 1970г. стр. 67
  2. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе. — М.: Издательство ГНОМ, 2011. — 160 с.
  3. Интернет ресурсы
  4. Попова Г.П. Занимательное азбуковедение – Издательство «Учитель» Волгоград стр. 44
  5. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 2 период обучения. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 184 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год