Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Какого цвета море?» (художественно-эстетическое развитие) |
Интегрированные занятия | |||
Автор: Бунина Светлана Петровна | |||
12.02.2025 04:50 | |||
Цель: ознакомление детей со способами передачи состояния моря с помощью цвета в живописи, поэзии, музыке. Задачи:
Материалы: репродукции картин И.К. Айвазовского: «Чёрное море», «Девятый вал», «Неаполитанский залив», «Ночь на черном море», «Среди волн»; аудиозапись симфонической картины Н.А. Римского-Корсакова «Садко» ( «Море»), султанчики, два полотна голубого цвета, акварель, кусочек свечи, бумага А4, кисти, салфетки, бумажные кораблики.
Ход занятия. Дети входят в зал и рассаживаются на стульчики. Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Занятие у нас сегодня необычное и очень интересное. А чтобы понять о чем мы будем говорить, я предлагаю послушать вам этот звук. (предлагается детям аудиозапись «Шум моря») Ребята, вы узнали эти звуки? Что они вам напомнили? (Ответы детей) - Правильно, это шум моря. А кто-нибудь из вас уже бывал на море? Каким оно вам запомнилось? (Высказывания детей). Я вам предлагаю послушать, как описал море в своем стихотворении Григорий Поженян: Есть у моря свои законы, Есть у моря свои повадки. Море может быть то зеленым, С белым гребнем на резкой складке, То задумчивым светло-синим, Чуть колышимым легким бризом. Море может быть в час заката То лиловым, то красноватым, То молчащим, то говорливым, С гордой гривой в часы прилива. Море может быть голубое! И порою в дневном дозоре Глянешь за борт и под тобою То ли небо, а то ли море. Но бывает оно и черным, Черным, мечущимся, покатым, Неумолчным и непокорным, Поднимающимся, горбатым. Море всегда влекло к себе людей. Писатели и поэты рассказывали о нём словами. Художники рассказывали о море с помощью красок и кисти. А вы заметили, ребята, что море каждый раз разное? Какое? А вы знаете, что с помощью музыки тоже можно рисовать картины. Без кисти, красок и слов, только звуками можно передать красоту, характер, настроение. Давайте послушаем, как русский композитор Н. А. Римский — Корсаков изобразил море в своей симфонической картине из оперы «Садко». Воспитатель: Но сначала вспомним, как нужно слушать музыку. Чтоб красивую музыку слушать Нужно сердце открыть ей и душу. Поудобнее устройся, глазки закрой И музыка вдаль поведёт за собой. (прослушивание произведения) Каким вы увидели море с помощью этой музыки (сначала тихое, затем бушующее, величественное, и в конце – опять мирное и спокойное). Давайте попробуем показать характер моря при помощи волн. Вам нужно подойти и взять полотна, а так же султанчики, которые будут символизировать морскую пену. Движения волн будут соответствовать характеру музыки. Звучит музыка, дети выполняют движения. Воспитатель: Ребята, море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Одним из таких художников был Иван Константинович Айвазовский. Я приглашаю вас посетить наш виртуальный музей, чтобы поближе рассмотреть картины этого замечательного художника. (рассматриваем картины). Слайды Море, как вы уже поняли, бывает разного цвета, который зависит от времени суток, освещенности, погоды, глубины, т.е. у моря бывает разный характер, разное настроение. Предлагаю поиграть в игру «Какое настроение у моря». Для игры у вас лежат полоски разного цвета. -Если погода солнечная, безветренная, теплая, какое настроение у моря? (спокойное, ласковое, добродушное). А какого цвета такое море? правильно – голубое. Возьмите полоску такого цвета и положите на верхнюю часть листа. -Но вот подул ветерок, стал играть с водой, по небу побежали облака, а по морю волны. Каким стало море по настроению? (игривое, веселое) Положите полоску нужного цвета (светло-синяя). -Облака превратились в тучи и закрыли солнышко. Каким стало море по настроению? (взволнованное, беспокойное, грустное) А по цвету? (темно-синее) -Из туч полил дождь, ветер усилился, поднялись волны. Какое характер стал у моря? (тревожный, мрачный, хмурый, угрюмый). Найдите и положите полоску нужного цвета. -Начался шторм! Волны усилились, стали огромными. Каким стало море? (грозное, враждебное, злобное, сердитое). А какого цвета? (черный) Какие вы молодцы! Теперь у нас с вами есть настоящая морская палитра, которую мы с вами сегодня будем использовать для изображения моря. Я предлагаю вам нарисовать море в технике «восковая свеча +акварель». Подумайте, пожалуйста, какой характер будет у вашего моря. Яхочу нарисовать восход солнца на море. Сначала всю картинку рисуем свечой. Я прорисую линию горизонта, восходящее солнце и волны. Пока трудно разглядеть, что у меня получилось, на помощь мне приходит акварель и я заполняю все пространство листа, начиная сверху краской одного цвета, а затем добавляю в нужные места краску другого цвета, накладывая слегка один цвет на другой. Работаем красками даже по изображенным предметам, и вы увидите, ка нарисованное свечой проявится и «оживет». Дети приступают к совместному рисованию. Педагог помогает затрудняющимся детям в работе. Рефлексия: Что сегодня вы узнали нового? Что больше всего понравилось? А что показалось трудным? Воспитатель: Когда наше море подсохнет, вы сможете отправить в плавание по нему вот такие красивые кораблики, чтобы наш пейзаж стал по-настоящему морским. (Педагог раздает бумажные кораблики) Бунина Светлана Петровна воспитатель, МБДОУ «Детский сад №102», г. Рязань, Рязанская область
|