Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».
Логопедия
Автор: Коготкова Л.М.   
12.03.2015 10:24

Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».

Составили учителя-логопеды: Бажина С.А., Коготкова Л.М.

Дизартрия – это тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Это латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи произношения.

Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для ее характеристики применяют выражение «как будто каша во рту».

Характеристика данного речевого нарушения позволяет определить непосредственную конкретную цель, задачу и систему логопедического воздействия.

Цель логопедической работы при дизартрии может быть сформулирована следующим образом: выправить звуковую сторону речи ребенка в широком смысле этого слова и попутно выровнять все остальные стороны речи и личности ребенка, вторично пострадавшие в своем развитии в связи с основным нарушением.

Задача логопедического воздействия:

а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;

б) преодолеть и затормозить неправильные речевые навыки;

в) создать взамен их новые правильные;

г) закрепить новые навыки до автоматизации.

Коррекционная логопедическая работа при дизартрии строится комплексно. Она включает в себя медицинское и логопедическое воздействие.

Медицинское воздействие включает в себя:

  • медикаментозное лечение, так как дети-дизартрики – органики, то есть с органическим поражением
  • физиотерапевтическое лечение (электрофарез, кварцевание и т.д.)
  • массаж 1раз в полгода.

Логопедическая работа включает в себя разделы:

  1. развитие общей моторики ребенка;
  2. мелкой моторики;
  3. артикуляционной;
  4. мимической мускулатуры;
  5. коррекция звукопроизношения (т. е. постановка, автоматизация и дифференциация);
  6. коррекция и развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;
  7. развитие лексико-грамматической стороны речи;
  8. коррекция личности в целом.

Мы уделяем особое внимание на общую, мелкую и артикуляционную моторику.

При развитии общей моторики используются комплексы для снятия излишнего напряжения мышц с помощью гимнастических упражнений.

Также для развития общей моторики можно использовать иные комплексы гимнастических упражнений (упражнения со скакалками). При этом следить за тем, как ребенок переключается с одного упражнения на другое. Вырабатывать темп и ритм выполнения упражнений. При этом хорошо использовать счет, музыку (медленно и быстро). Очень нужны танцы, ритмика, хореография, аэробика.

Иногда можно включить в занятия плавание, катание на велосипеде, коньках.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. У большинства детей с дизартрией наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, не координированные).

По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а также виды деятельности, например:

  • составление предметных разрезных картинок, сначала по образцу, потом по памяти
  • пальчиковые игры с кукольным и теневым театрами
  • различные шнуровки
  • мозаика, конструкторы
  • лепка
  • работа с шаблонами, их обведение, штриховка, раскрашивание цветными карандашами
  • работа с ножницами, с иголкой
  • складывание из палочек, спичек геометрических фигур, букв
  • наматывание ниток на катушку, клубок
  • расстегивание и застегивание пуговиц
  • выкладывание бисером (показ)
  • различные действия с мешочками (в мешочках могут быть любые предметы: семечки растений, крупы, бобы и т.д.).

Для родителей можно порекомендовать действия (чистка яиц, перебирать крупу, горох, лепка).

Пальчиковые упражнения надо давать малышам порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Небрежное, расслабленное выполнение упражнений не дает эффекта.

А также предлагаем десять комплексов пальчиковой гимнастики, которые можно применять в работе с детьми ОНР. Каждый комплекс разучиваем в течение недели. Предварительно вспоминаем или заучиваем название пальцев.

Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно – синхронно. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности, у детей улучшается память, внимание, слух, зрение.

Определенное место отводится развитию мимических движений и движению языка, губ. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что у детей при дизартрии отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная.

Примерные упражнения: закрепление глаз, зажмуривание обоих глаз (поочередное правой, левой глаза), надувание щек, задувание свечей и др.

Рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок. Например: Мальчик ест кислый лимон. Сделаем так, как будто мы едим кислый лимон и т.д.

Если напряжение мышц лица повышено, то оно может передаваться на мышцы артикуляционного аппарата. Для снятия можно использовать массаж в 4 этапа:

  1. поглаживание;
  2. разминание;
  3. вибрация;
  4. поглаживание.

Все движения повторяются около 15 раз. Должны проводиться ежедневно и неоднократно.

Так как у дизартриков повышена соливация, мы должны проводить работу по ее преодолению.

Это могут быть упражнения:

  • жевание сухарей, глотание
  • облизывание блюдца (это, правда, не эстетично)
  • глотание воды маленькими порциями
  • имитация глотания и жевания с запрокинутой головой
  • подсасывание слюны. Проглатывание разовым толчком с последующим проговариванием звука.

Выполнение артикуляционной гимнастики может выполняться активной и пассивной методикой (пассивной, то есть с механической помощью или активно-пассивной).

Эти упражнения должны выполняться на каждом занятии, до тех пор, пока дети не научатся их выполнять.

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в коррекционных группах детского сада и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Литература.

М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить».

М.С. Рудина «Пальчиковый игротренинг».

Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах».

З.А. Репина «Поле речевых чудес», «Уроки логопедии».

О.В. Правдина, Л.С. Волкова «Логопедия».

Е. Синицына «Умные пальчики».

В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем».

Статьи из журналов.

Лекции Артемьевой и Ужлатовой.

Л.М. Козырева «Логопедическое пособие».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год