Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Тренируем пальчики–развиваем речь»
Моторика
Автор: Орлова Ирина Николаевна   
26.10.2015 14:56

Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Тренируем пальчики–развиваем речь»Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Тренируем пальчики–развиваем речь»

«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский

Актуальность данной работы заключается в оказании своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии речи и формировании мелкой моторики пальцев рук, через традиционные и нетрадиционные игры и упражнения, включая их в различные виды деятельности.

 

Цель моего проекта заключается в:

создании условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

На протяжении всего проекта решала следующие задачи:

  • совершенствовать предметно — развивающую среду для развития мелкой моторики;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста с применением разнообразных форм, методов и приемов;
  • развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать коммуникативные навыки.

Работа по решению выявленной проблемы проводилась поэтапно.

Подготовительный этап:

Цель которого — создание условий для определения уровня деятельности т.е.

Выбор темы, постановка целей и задач;

Знакомство сотрудников с содержанием проекта;

Сбор литературного материала по созданию картотеки пальчиковых игр

со словами;

Подбор материала для игр.

Моя работа была направлена на создание информационной базы данных по речевому развитию детей, сформированности у них мелкой моторики кистей рук. Изучала методическую литературу, интересы и потребности детей и родителей. Провела отбор традиционные и нетрадиционные методы и приемы по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук.

Выработала систему работы по развитию у детей мелкой моторики пальцев рук, в которую вошел весь практический материал, накопленный в ходе работы с детьми. Создала картотеку «Пальчиковые игры для малышей», Методическое пособие «Волшебные ленточки». Пособие рассчитано на детей от 3 до 7лет. Предназначено специалистам, педагогам, логопедам и родителям.

На 2 основном этапе систематизировано решались выявленные проблемы.

Массаж рук с помощью подручных предметов;

Упражнения пальчиковой гимнастики;

Художественное творчество;

Проведение д/игр и п/игр;

Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук проводилась в комплексе, как с детьми, так и с педагогами и родителями.

Успешно внедрялось методическое пособие «Волшебные ленточки» в деятельность дошкольного образовательного учреждения. Веревочки, шнурочки, ленточки разной длины, ширины и толщины, являлись прекрасным инструментом для развития пальцевой моторики в работе с детьми дошкольного возраста.

На первых этапах работы с детьми, массаж выступал, как эффективный метод терапии. Применяли элементы простого массажа (поглаживание, похлопывание, постукивание, поколачивание ладошек своих и соседа).

На последующих этапах использовала нетрадиционный массаж кистей рук с подручным материалом (сосновые и еловые шишки, массажные щетки, грецкие орехи). Играя каучуковыми мячиками, катая между ладонями грецкие орехи, деревянные или теннисные шарики, у детей развивалось тактильное восприятие.

Много радости доставляло изготовление детьми поделок из пластилина и деревянных палочек (ежика, колобка), которые стимулировали мышечный тонус пальцев рук детей. Игры с крупой, речным песком, ракушками, камушками, пуговицами помогало вовлекать в работу пальцы правой и левой руки, развивать хорошую подвижность, гибкость кистей и пальцев рук.

Предлагаемые детям в веселой, непринужденной форме игры с массажными мячиками, эспандером, позволили укрепить мышцы пальцев рук и активизировать двигательные навыки.

Особое место занимала «Пальцевая живопись» — рисование ладонью, рисование ладошками, пальцами с применением музыки, помогало установить контакт, взрослого с ребенком, создать положительное, эмоциональное настроение, отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта.

Применение хромотерапии или цветотерапии успокаивало, способствовало приливу внутренних сил, помогало мысленно сконцентрироваться, закрепить знания основных цветов и координировать руку ребенка. Хромотерапия частично включалась в изодеятельность и самостоятельную деятельность детей. Применялась при изготовлении различных методических пособий.

Детям очень нравилось работать с бумагой (скатывать из бумаги шарики, мять её), выполнять комплексы пальчиковой гимнастики, динамические паузы, которые развивают творческую деятельность, воображение, укрепляют мышцы кистей рук, формируют связь «глаз – рука». Запоминание в ходе игр загадок, чистоговорок, оказывало положительное воздействие на звукопроизношение и дикцию дошкольников. С нетерпением дети ждут вечерних игр с «Веселым карандашом», которые способствуют развитию мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму, помогли сформировать первые графические навыки у дошколят.

Третий заключительный этап- это непосредственно:

Презентация опыта для сотрудников детского сада;

Оформление проектной деятельности;

Подведение итогов, сделать вывод по теме проектной деятельности;

Работа с родителями.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития мелкой моторики «Мякиш».

Работа не была бы такой эффективной, без помощи педагогов и родителей. Занимательные встречи в «Педагогической гостиной» помогли педагогам практически освоить методы проведения нетрадиционных игр и упражнений на развитие мелкой моторики, овладеть играми с применением хромотерапии и музыкотерапии.

Использованные в работе нетрадиционные методы и приемы развития мелкой моторики педагоги включают в разные виды своей деятельности с детьми (в занятия, режимные моменты, музыкальные и физкультурные развлечения и праздники).

Положительным моментом в своей работе считаю, привлечение к проведению пальчиковых игр младших воспитателей, которые они проводят с детьми между занятиями.

Работа с родителями была ориентирована не только на формирование у них позитивного отношения к проводимой работе, но и на их активное участие.

Оформление наглядно информационного стенда «Играем пальчиками- развиваем речь» носило рекомендательный характер по решению возникшей проблемы. Создание в нашем ДОУ библиотеки дает возможность родителям по желанию брать методическую и практическую литературу и игры для детей на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В заключении, своей презентации, я предлагаю провести мастер- класс по изготовлению методического пособия по развитию мелкой моторики пальцев рук «Мякиш».

Пособие служит для массажа или самомассажа ладони ребенка. Для изготовления данного пособия нам понадобится: воздушные шары, мука, разноцветные нитки, карандаш, ножницы, воронка, чайная ложка, цветные маркеры.

  • Изготавливать это пособие мы будем таким образом:
  • Берём воздушный шарик.
  • Помещаем в него воронку.
  • Насыпаем чайной ложкой муку.
  • Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью карандаша.
  • Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине.
  • Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик.
  • И у нас получается «Мякиш» с разноцветными волосами и весёлым личиком. Все атрибуты, необходимые для данной работы лежат у вас на столе. Можно приступать к работе…
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год