Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
Моторика
Автор: Шустова Алина Леонидовна   
16.01.2021 22:54

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.

В последние годы всё у большего количества детей раннего возраста появляется проблема слабых пальцев рук, что говорит о задержке моторного развития, которая, к сожалению, перестала быть редкостью. Современные дети не без труда овладевают способностью самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки на обуви. Но ведь именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Под термином «мелкая моторика» понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

 

Важность развития мелкой моторики.

Во-первых, мелкая моторика тесно связана с нервной системой, а также имеет прямое отношение к памяти ребёнка, его вниманию, зрению и восприятию. Развивая мелкую моторику, ребёнок развивает не только пальчики.

Во-вторых, одним из показателей психического здоровья ребёнка, его готовности к обучению, является уровень развития мелкой моторики.

В-третьих, развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане.

В-четвёртых, стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Таким образом формируя навыки мелкой моторики, можно повлиять на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, понимание и т. д.

И, наконец, в-пятых, ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и крайне положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития детей.

Особенности развития мелкой моторики для детей раннего возраста.

Ранний возраст ребёнка характеризуется значительной интенсивностью физического и психического развития – повышается активность, причём эта активность становится более целенаправленной, что является наиболее важным достижением этого возраста. Движения становятся разнообразными и координированными, в том числе и мелкая моторика рук. Резко увеличивается любознательность ребёнка, в следствие чего увеличивает его словарный запас, появляются элементарные виды суждений об окружающем мире. Также появляются простейшие навыки самообслуживания – ребёнка учат самостоятельно есть, одеваться, выполнять гигиенические процедуры.

Благодаря наглядно-образной форме мышления, которая преобладает у детей в данном возрасте, ребёнок может не только объединить предметы по внешнему сходству, но и усвоить общепринятые представления о группах предметов, например — животные, одежда, мебель.

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается не только на становлении речи, но также повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной деятельности ребенка. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Виды игр для развития мелкой моторики.

Мелкую моторику рук обычно развивают при помощи таких видов игр, как:

  • Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку, а также из разнофактурных материалов (обязательно под контролем взрослых!).
  • Игры с пальчиками, где необходимо выполнять разнообразные последовательности.
  • Рисование карандашами, фломастерами, красками, мелками.
  • Застегивание-расстегивание пуговиц или молний, одевание и раздевание.

Также необходимо развивать мелкую моторику рук при помощи физических упражнений. Например, лазание и висы (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребёнка, развивают мышцы. Дети, которым позволяют лазать и висеть, лучше осваивают упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Также массаж пальчиков и кистей рук очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом. Массаж необходимо делать аккуратно, тёплыми руками, плавными, равномерными движенями.

Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики рук можно придумать очень много, причём, из подручных материалов:

  • Изготовление коллажей и поделок – с вырезанием мелких деталей и составлением узоров или аппликаций.
  • Лепка – из глины или пластилина, главное, чтобы процесс захватывал ребёнка.
  • Подбирать крышки к банкам – главное, чтобы ёмкости были пластиковыми и разной формы – круглые, плоские, квадратные и прочие.
  • Игра в куклы — ребёнок одевает-раздевает «дочку» или «сына», совершает много мелких движений пальчиками.
  • Конструктор – размер основывается на возрасте, то есть от крупных мягких кубиков до мелких конструкторов Лего (под присмотром взрослых!).
  • Игра в Золушку – смешать в тарелке или миске, например, фасоль и рис, а ребёнок должен достать всю фасоль.
  • Игры-шнуровки – пришнуровать мелкую деталь к детали побольше, например, яблоко к ёжику.
  • Изготовление бус – нанизывать на нитку сушки, макароны, большие бусины – упрощённая версия бисероплетения.
  • Прививание навыков и развитие пальчиков – расстёгивать и застёгивать молнии, пуговицы, развязывать и завязывать шнуровку, щёлкать кнопочки и т. д.
  • Пересыпание, переливание – необходимо насыпать в ёмкость крупу, а задача ребёнка состоит в том, чтобы по щепотке пересыпать эту крупу в другую ёмкость. Также можно при переливании воды использовать чайную ложку для удобства.

Работа с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. При занятии родителей с детьми необходимо соблюдать следующие правила:

  1. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей и пальчиков ребёнка.
  2. Упражнения для развития мелкой моторики необходимо проводить в комплексе, начиная с младенчества.
  3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
  4. Пока ребёнок не освоит движения, взрослому необходимо выполнять их руками ребёнка, помогать фиксировать положение пальчиков, показывать правильность выполнения упражнения.
  5. Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть постепенным.
  6. Чтобы увлечь ребенка, совмещайте упражнения с игрой.
  7. Проводить занятия необходимо активно, хвалить ребёнка за успехи, при этом отмечая его настроение и физическое состояние.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 10 (181) выйдет
7 марта 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год