Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Кинезиотерапия как инновационная технология нормализации моторики артикуляционного аппарата при дизартрии.
Моторика
Автор: Сергеева Лариса Владимировна   
25.09.2022 20:36

Кинезиотерапия как инновационная технология нормализации моторики артикуляционного аппарата при дизартрии.Кинезиотерапия как инновационная технология нормализации моторики артикуляционного аппарата при дизартрии.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей, психического и физического здоровья через использование определённых двигательных упражнений. В детском возрасте связь между телом и психикой очень тесная. Все переживания малыша сразу находят своё отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем всё более и более сложное, даёт ребёнку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а, следовательно, учиться и постигать.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать мозолистое тело. Они улучшают память и внимание, мыслительную деятельность. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия, а также значительно улучшает состояние социальной адаптации и физического здоровья дошкольников.

 

Скачать конспект

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов. Особая роль в комплексе коррекционных мероприятий отводится развитию двигательных функций, так как по данным авторов (Жукова, Филичева, Мастюкова) стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи. «Кинезиотерапия» дословно переводится «лечение движением». Каждое движение совершается в определённом ритме. Восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, гортани, мышц ног, дыхательной мускулатуры.

В логопедии используются следующие направления кинезиотерапии:

1) Логопедическая ритмика; 2)Артикуляционная гимнастика;

3) Пальчиковая гимнастика;

4)Дыхательные упражнения;

5) Различные тренажёры;

6) Коррегирующие позы;

Многими учёными выдвинуты и подтверждены теории о том, нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу (М. О. Гуревич, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.А. Куршев, Л.А. Квинт, М.М. Кольцова, Е.М. Мастюкова). Особенности кинезиотерапии с детьми, имеющими ОНР с дизартрией. Дизартрия (диз + греч. arthroo членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При всех видах дизартрии наблюдаются мимические и артикуляционные нарушения, нечленораздельная речь, ускоренный или замедленный темп речи, слабый, тихий голос с носовым оттенком, учащенное, поверхностное дыхание, слюнотечение, усиливающееся во время речи.

При работе с детьми, имеющими дизартрию, важно решать следующие задачи:

  1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловно-рефлекторную деятельность.
  2. Улучшить координацию движений (элементы основной двигательной деятельности).
  3. Улучшить общую двигательную активность ребенка.
  4. Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности и др.
  5. Содействовать нормализации речевой функции.
  6. Оказывать воспитательное влияние на ребенка и выравнивать его поведенческие реакции.

Коррекционно-педагогическая работа с дизартриками строится в зависимости от логопедического коррекционного курса, ее можно разделить на четыре периода.

Первый: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища — с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного и памяти; коррекция просодической стороны речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.

Второй период: характеризуется для развития моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких слухо-произносительных дифференцировок.

В третьем периоде: логопедическая работа с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется средствами логопедической ритмики, дальнейшем развитии речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений, умением коллективного общения. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр), игры-драматизации.

Дальнейшее закрепление полученных навыков происходит в четвертом периоде.

Заключение можно согласиться со словами Н.М. Амосова, что «движение – это жизнь». Но движение – это не только жизнь, а также обоснованный способ коррекционно — педагогической работы. Развивая и улучшая движения, можно корректировать речевые нарушения и бороться с недоразвитием речи. Рассматривая в литературе вопрос современных представлений о кинезитерапии и общем недоразвитии речи, можно сделать вывод, что на психофизиологическом уровне существует явная взаимозависимость развития речи и движений. Развивая и улучшая движения можно корректировать речевые нарушения и бороться с недоразвитием речи. Так же на психофизиологическом уровне учеными доказывается актуальность использования различных направлений кинезиотерапии. Логопедические направления кинезиотерапии, познавая закономерности формирования и нарушения сенсорных и двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями других психических функций и процессов, содействуют совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и логовосстановительной работы с детьми, страдающими расстройствами речи.

Исходя из изученной литературы, очевидно, что структура работы с использованием кинезиотерапии в коррекционно-педагогической работе имеет ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать. Наиболее важно помнить о комплексности подхода для решения проблем с общим недоразвитием речи, тогда будут решаться поставленные и определенные Г.А. Волковой задачи работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, и коррекционная деятельность будет отвечать необходимым принципам и структуре проведения. Рассмотрев особенности двигательных навыков и нарушений, а также особенностей дизартрии, можно сделать вывод, что важно и обосновано использовать кинезиотерапию на коррекционно-педагогических занятиях. Это доказывает и методика, разработанная с учетом всех направлений кинезитерапии и особенностей клинического проявления общего недоразвития речи.

Список литературы:

  1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. Учебное пособие для вузов. Москва, Владос, 2009
  2. Хрестоматия по логопедии. Под ред. Волковой Л.С. Москва, 1997 т. I
  3. Логопедия. Методическое наследие. Книга 1,Часть 2. Дизартрия. Под ред. Волковой Л.С. Москва, 2003, 2006.
  4. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Санкт- Петербург, 2004.
  5. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников /А.Л. Сиротюк. — М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48 с.
  6. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинезиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год