Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие мелкой моторики рук детей с расстройством аутистического спектра посредством использования нетрадиционных методов.
Моторика
Автор: Шамрикова Галина Анатольевна   
15.11.2022 16:08

Развитие мелкой моторики рук детей с расстройством аутистического спектра посредством использования нетрадиционных методов.Развитие мелкой моторики рук детей с расстройством аутистического спектра посредством использования нетрадиционных методов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 18 города Крымска муниципального образования Крымский район МБДОУ детский сад № 18

Методическая разработка

Подготовила: Шамрикова Г.А 2022г

Известный нейрофизиолог В.М. Бехтерев, отмечая взаимосвязь между развитием речи и развитием тонких движений пальцев рук, говорил: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию».

На начальном этапе жизни мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Скачать конспект

У детей с РАС очень часто бывают отклонения в развитии мелкой моторики рук, недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации. Это отрицательно сказывается на становлении навыков письма и других видах ручной деятельности детей. Дошкольники с РАС испытывают большие трудности в тех видах деятельности, где необходимы точные координированные движения рук, такие как, рисование, лепка, одевание, шнуровка. Поэтому так необходимо развивать у дошкольников с РАС точность и координацию движений руки и глаз, гибкость рук, ритмичность. В своей работе я использую различные игры и пособия для развития мелкой моторики рук.

При работе с ребёнком РАС использую как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы. Работу по развитию мелкой моторики рук у ребёнка с РАС провожу систематически, по 5-10 минут ежедневно в процессе непосредственно-образовательной и совместной деятельности и индивидуально.

Для решения этой проблемы, в своей группе создала предметно-развивающею среду для развития мелкой моторики рук. В группе есть материал для творчества и исследований, исходя из запросов детей. Благодаря широкому выбору можно суметь заинтересовать ребенка. В группе есть такие игры как мозайка, пирамидки, домино, крупные и мелкие пазлы, матрешки. Игры с крупой находятся в контейнерах: фасоль, макароны, соль, манка, гречка, рис. Различные баночки и тюбики- дети откручивают и закручивают крышечки, игры с прищепками, где дети прикрепляют их на коробку- все это направленно на развитие силы рук, дифференцированные движения пальцев.

Так же заинтересовала родителей и привлекла к организации деятельности способствующей развитию у детей мелкой моторики рук. Провела конкурс с родителями на тему «Мои волшебные бусы». Бусы родители изготовили из различного материала, разной формы и цвета. В информационном уголке группы для родителей я помещаю рекомендации и описания упражнений по развитию мелкой моторики рук. Так же были проведены индивидуальные беседы с родителями.

Пальчиковые игры с крупой

  • В крупе «закапываем» мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Ребёнок вытаскивает их руками или ложкой.
  • Насыпаем в миску красную и белую фасоль. Ребёнок должен разложить фасоль в разные мисочки, сортируя её по цвету.
  • Манку насыпаем на поднос или в широкую миску и разравниваем её. Ребёнок рисует на ней различные узоры, фигуры или

рисунки.

  • Смешиваем манку и макароны в одной миске. На другую

миску ставим ситечко. При пересыпании макароны остаются в сите. Их пересыпаем в другую миску.

  • Выкладывание дорожек или узоров по образцу или самостоятельно.
  • Смешиваем в миске различные крупы. У меня макароны, фасоль красная и белая. Ребёнок сортирует крупы в разные мисочки.
  • Тренируем щипковый захват. Берём фасолину большим и

указательным пальцами и опускаем её в маленький пузырёк.

В ходе таких игр развивается мелкая моторика рук, фантазия,

мышление, память, также ребёнок запоминает определённое положение рук и последовательность движений, кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает овладение навыками письма. Ребёнок с удовольствием включается в игру: перебирает пальчиками крупы, сортирует их по цвету, форме, отыскивает в крупе различные игрушки.

В своей работе с ребёнком РАС применяем морскую соль для

развития мелкой моторики и оздоровления. Работа с морской солью:

  • снимает мышечную напряжённость
  • успокаивает нервную систему
  • устраняет проблему органов дыхания
  • развивает мелкую моторику.

Нетрадиционная форма работы с морской солью.

Используя цикл упражнений с морской солью для пальцев и кистей рук, которые направлен на развитие мелкой моторики и оздоровление ребёнок осваивает основные движения (сжимание, разжимание, постукивание, вращательные движения указательными пальцами, потирание ладонью о ладонь, пересыпание).

Упражнения для пальцев и кисти руки

Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.

  • «Солим суп» – захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.
  • «Бурим скважину» – каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения.
  • «Кошечка» – мягко погрузить в соль только подушечки пальцев.
  • «Дождик» – пересыпать соль из одной ладони в другую.
  • «Топотушки» – похлопывать ладонями о соляную поверхность.
  • «Грозовая туча» – захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.
  • «Пальчики здороваются» – захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.
  • «Сооружаем горку» – сгребать соль ладонью в горку.
  • «Вышла курочка гулять» – пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность.
  • «Жили у бабуси два весёлых гуся» – пальцы щипают соль.
  • «Ищем клад» – в емкости с солью ребёнок отыскивает крупные пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, детали «лего».
  • «Строители» – с использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.
  • «Художники» – указательным пальцем на соляной поверхности ребёнок рисует различные предметы.

Использование необычного сочетания пальчикового тренинга и морской соли – несложный и доступный вид деятельности для ребёнка с РАС, очень интересный и увлекательный. Ребёнок с удовольствием играет и одновременно происходит не только формирование мыслительных и психических процессов, но и укрепление здоровья ребёнка.

Метод– Су-Джок терапия.

Это один из методов лечения и профилактики восточной медицины. Он оказывает воздействие на биоэнергитические точки для активизации защитных функций организма и направлен на воздействие на зоны коры головного мозга. Приёмы Су-Джок терапии сопровождаем забавными стишками, потешками, сказками. Ребёнок с удовольствием использует массажёр: колечки-пружинки, массажные шарики- «ёжики» Шариком стимулируем зоны на ладошках, а массажные кольца надеваем на пальчики.

Игровые упражнения в стихах

1. «Будь здоров!»

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём

И к другому перейдём.

(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому

пальцу на правой и левой руке).

2. «Крючочки»

Как наш пальчик изловчился

И за шарик зацепился.

Буду шарик поднимать,

Свои пальцы обучать.

(Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым

пальчиком и поднимать).

3. «Шарик пальчиком катаю»

Шарик пальчиком катаю,

Ловкость пальцев проверяю.

Ты, колючий шарик мой,

Подружись сейчас со мной.

(Шарик на ладони катать каждым пальчиком).

4. «Шарик»

Шарик я открыть хочу.

Правой я рукой кручу.

Шарик я открыть хочу.

Левой я рукой кручу.

(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика).

5. «Ловкие пальчики»

Я вам шарик покажу.

Двумя пальцами держу.

(Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем).

6. «Друзья»

Вместе пальчики друзья.

Колечко катим, ты и я.

(Надевать кольцо на два больших, на два указательных, на два

средних, на два безымянных, на два мизинца).

7. «Кручу-верчу»

Шарик пальцами кручу.

Здоровым быть всегда хочу.

(Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой – средний, безымянный – большой).

8. «Прыжки»

Пальчик мой по кочкам, прыг.

Он хороший ученик.

(Шарики раскрыть и «попрыгать» попеременно всеми пальцами: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам).

Шары- «ёжики» с колечками благотворно влияют на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Заключение

Развитие кисти рук и координации движений пальцев рук- задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития с детьми РАС. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, я систематически использую пальчиковые игры в своей работе. Использование нетрадиционных методов в своей работе, я вижу проявление интереса у детей с РАС к различным видам деятельности. Используя данные методы развития мелкой моторики рук у детей РАС, можно добиться определенных результатов:

Развитие психических функций: память, внимание, речь.

Улучшится ориентировка в пространстве.

Развивается усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.

Кисти и пальцы детей приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

Развивается навык самообслуживания.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей РАС способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное-способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Список литературы

  1. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации (сообщение 1 и 2) // Дефектология. 1997. № 2, 3.
  2. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. – М., 1991.
  3. Лебединская К. С. Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М., 1989.
  4. Лебединская К.С. Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. – М., 1991.
  5. Любина Г. А. Обучение дошкольника языку чувств // Дошкольное воспитание. 1996. № 2.
  6. Никифорова Е. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками // Дефектология. 1997. № 3.
  7. Стрелкова Л. Творческое воображение: Эмоции и ребенок // Обруч. 1996. № 4.
  8. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. – Ярославль, 1996.
  9. Школьникова Н. Н. Развивающее взаимодействие с детьми раннего возраста // Дефектология. 1991. № 4.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год