Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Важность развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте»
Моторика
Автор: Черепанова Марина Андреевна Ващенко Наталия Леонидовна   
27.01.2024 20:14

«Важность развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте»«Важность развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте»

МБДОУ д/с № 21 «Тридевятое царство» г. Белгород Воспитатели: Ващенко Н.Л., Черепанова М.А.

В настоящее время различные устройства очень сильно влияют на нашу жизнь. Эти устройства сопровождают современного ребенка практически с рождения и оказывают непосредственное влияние на его развитие.

Все больше педагогов убеждаются в том, что как бы не были полезны для детей развивающие компьютерные игры, но мелкую моторику они не развивают.

Мелкая моторика — это комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцев и кистей рук.

В ходе исследований ученые института физиологии детей и подростков Академии Педагогических Наук (М. М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) выявили, что дети со скованными движениями неумелых пальцев испытывают проблемы с речью и отстают в психомоторном развитии.

 

У детей первый ключевой этап в формировании умственных способностей, точных, координированных движений – развитие мелкой моторики рук. Ее стимуляция позволяет активизировать процессы практически во всех отделах головного мозга, тем самым ускоряя передачи нервного импульса, улучшая кровообращение и питание тканей.

Зона, принимающая и обрабатывающая сигналы от кистей рук, занимает около трети объема нашего мозга и находится рядом с речевой. Поэтому хорошее развитие мелкой моторики благотворно влияет на улучшение внимания, мышления, координацию, воображение, наблюдательность, память, речь. Стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активирует речь.

По мнению Марии Монтессори – ребенок проходит три стадии развития:

  • Развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В первую очередь на этом этапе развивается словарный запас слов ребенка (от 1 до 2,5 лет), а во вторую – осваиваются графомоторные навыки (определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения), проявляющиеся в творчестве ребенка (рисунок, лепка), что в дальнейшем отражается на письме ребенка (от 3 до 4,5 лет);
  • Восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этот период ребенок начинает активно играть с предметами окружающего мира. То, что в первую очередь лежит в поле его досягаемости. Это могут быть пуговицы, мелкие бусинки, цветные камушки и т.д. Взаимодействие с мелкими предметами положительно сказывается на развитии мелкой моторики малыша. Но такие игры должны проходить под чутким присмотром взрослого, так как в первую очередь ребенок пробует предметы «на зуб»;
  • Формирование навыков самообслуживания (от 1 до 4 лет). На данном этапе ребенок учится самым простейшим навыкам самообслуживания – одеваться и раздеваться, причесаться, чистить зубы и т.д.

Л.С. Выготский считал, что все психические функции в младшем дошкольном возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия».

То есть это и мышление, и память, и внимание. Из этого можно проследить закономерную цепочку: мелкая моторика – речь – восприятие – высшие психические функции (мышление, память, внимание).

Таким образом, можно подвести итог, что развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью развития ребенка. Что развитие мелкой моторики начинается с первых дней жизни и позволяет ребенку изучать окружающий мир.

Список использованной литературы:

  1. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова – М.: Сов. Россия, 1973
  2. Монтессори М. Метод научной педагогики. Дом ребенка. – М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. – 269с.
  3. Монтессори М. Самовоспитание и самообслуживание. – М.: Карапуз, 2009. – 228с.
  4. Фомина Л.В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребенка раннего возраста. // Уч. МГПИИЯ – Т.60 Исследование и речи / Л.В. Фомина. – М., 1971. – с.32-38
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год