Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей «Развитие крупной и мелкой моторики у детей 4 – 5 лет»
Моторика
Автор: Степанова Наталия Викторовна   
15.10.2024 09:02

Консультация для родителей «Развитие крупной и мелкой моторики у детей 4 – 5 лет»Консультация для родителей «Развитие крупной и мелкой моторики у детей 4 – 5 лет»

Степанова Наталия Викторовна

Цель: активизация и обогащение знаний родителей о развитии моторики у детей 4 – 5 лет.

Многие недооценивают необходимость развития крупной моторики у детей. А она является базой для формирования мелкой моторики, которая важна при подготовке к школе.

Крупная моторика, или общая – это активные движения телом, в которых задействованы руки, ноги, туловище, голова. Этими навыками взрослые пользуются, не задумываясь, а детям приходится их постепенно осваивать.

Без развитой крупной моторики невозможно полноценное формирование человека. А для этого необходимо учиться контролировать движения и управлять ими, согласовывать действия, развивать двигательную активность.

 

К пяти годам мышцы становятся гораздо сильнее, чем у малышей, их работоспособность увеличивается. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети уже могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать, приземляясь на полусогнутые ноги. Они уже могут прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук.

У ребенка четырех-пяти лет уже достаточно хорошо развита координация движений, он умеет стоять на одной ноге (развивается равновесие), ходить на пятках и на носках и т.д. Движения становятся намного совершеннее. Скелет отличается гибкостью, так как процесс окостенения не закончен, поэтому в этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка уже можно учить кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. Ребёнок становится ловким и быстрым.

Характеризуя особенности развития детей дошкольного возраста необходимо обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних появлениях ребенка:

  • сгорбленность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напрядены или сжаты в кулаки);
  • походка – на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;
  • позы – застывшие, скованные и однообразные;
  • движения – бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;
  • жестикуляция и мимика – вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничанье или неподвижность лица;
  • речь – невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания.

Будьте внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина описанных признаков!

Итак, ценность развития крупной моторики велика. Формирование крупной моторики происходит за счет любых движений: активных игр, копирования действий взрослых и животных, спортивных занятий, танцев, аэробики.

Побольше играйте с ребенком в подвижные игры. Игры для развития двигательных навыков: «Пилоты», «Веселые мячи», «Прыгает – не прыгает», «Пятнашки», «Мыши в кладовой», «Закати в ворота мяч», «Перешагни через веревочку», «Пузырь» и др.

Игра с родителями «Пилоты».

Инвентарь: 2 кегли (или 2 кубика) разных цветов.

Взрослый и ребенок становятся на противоположных концах комнаты, рядом с кеглями. Они – пилоты самолетов, находящихся на разных аэродромах. По команде мамы: «Готовим самолеты к полету!» они расходятся по комнате, останавливаются каждый у своего «самолета», «наливают в баки керосин» (наклоняются), «заводят моторы» (вращают руками перед грудью) и «летят» (разводят руки в стороны и разбегаются по комнате в разных направлениях). «Самолеты» находятся «в воздухе» до тех пор, пока мама не скомандует: «Самолеты, на посадку!».

После этого взрослый и ребенок должны быстро добежать до «своих» кеглей – «вернуться на свой аэродром».

Игра повторяется 2-3 раза.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Так, например, ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удается изолировать движения пальцев, – говорящие дети. Если напряженные пальчики сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не делают изолированных движений, то такие дети – неговорящие. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит еще и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребенка.

На четвёртом году жизни ребёнок учится застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, пряжки и т.д. На пятом году – совершенствуются ранее приобретённые умения, появляются новые интересы. Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Привлекательным занятием становится рисование по трафаретам цифр и букв. Это шаг к освоению «грамоты» и подготовке руки к письму.

Для подготовки руки к письму детей 4–5 лет можно использовать:

  • пальчиковую гимнастику (упражнения развивают их ловкость, подвижность);
  • игры и действия с предметами (для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре);
  • графические упражнения (игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память);
  • тактильное письмо: написание букв или цифр на песке, манке (развивает тактильные коммуникации, память и воображение);
  • «шершавый» алфавит (проводя пальцами по контуру букв, ребёнок получает специфические тактильные ощущения, которые откладываются в памяти);
  • игра на музыкальных инструментах;

Очень полезны лепка, рисование, штриховка, работа с конструктором, мозаикой, игры с песком, крупами, бусинами.

Игры для развития мелкой моторики рук: «Найди сюрприз», «Зашнуруй ботинок», «Тир», «Бусы», «Поймай мячик», «Рисуем ножницами», пальчиковая гимнастика и др.

Игра с родителями «Бусы»

Оборудование: бусины разной формы, карточки с изображением готовых бус.

Родителям нужно собрать бусы используя образец, изображенный на карточке.

Игр и упражнений, направленных на развитие моторики очень много. Главное – учитывать возраст, настроение, желание и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Литература

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. М.: Сфера, 2021. – 64 с.
  2. Веретенникова А. Ю. Влияние физического развития на развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – URL: https: //moluch. ru/conf/ped/archive/63/2608/
  3. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: Аркти, 2006. – 96 с.
  4. Козлова С. А., Куликова Т. А.К. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
  5. Мамаева, Н. А. Физическое воспитание дошкольников 4–5 лет [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2024. – № 6 (505). – с. 263-266. – URL: https: //moluch. ru/archive/505/111185/.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год