Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль сенсомоторного развития в дошкольном возрасте
Моторика
Автор: Ким Дарья Николаевна Токарева Людмила Ивановна Штурнева Татьяна Павловна   
09.10.2021 21:33

Роль сенсомоторного развития в дошкольном возрастеРоль сенсомоторного развития в дошкольном возрасте

Мир входит в сознание человека лишь Через дверь органов внешних чувств. Если Она закрыта, то он не может войти в Него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер

С чего начинается познание окружающего мира? Ответ на этот вопрос очень простой: с предметов и явлений. Все остальные формы познания строятся лишь на восприятии и являются результатом их переработки. По этой причине полноценное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. А что же в свою очередь такое восприятие? Это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность различать, воспринимать и усваивать явление внешнего мира.

Глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа принимают непосредственное участие в восприятии. Но для полноценного сенсорного развития необходима тренировка всех органов чувств с самого рождения, только лишь в этом случае у ребенка будут развиваться сенсорные раздражители разного характера.

 

Следующий вопрос в том, что такое сенсорное развитие ребенка? Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

«Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда». [2]

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

«Факторы, влияющие на развитие восприятия.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у разных людей существенно различается. Это зависит от следующих факторов:

  • наследственности. Например, абсолютный слух, особая чувствительность к запахам или вкусовым ощущениям являются врожденными;
  • состояния органов чувств. Если орган чувств поврежден в результате заболевания, травмы или врожденной аномалии, то чувствительность будет снижена или полностью отсутствовать;
  • развития органов чувств и восприятия. Врожденные способности человека воспринимать различные внешние раздражители посредством органов чувств развиваются как в процессе спонтанного изучения мира, так и в ходе специального обучения. И то, и другое подразумевает предоставление для восприятия разнообразных сенсорных раздражителей. Например, тонкий вкус лучше разовьется у того человека, который с детства употреблял в пишу разнообразные продукты и изысканные блюда.» [6]

В своих трудах Вегнер Л.А. пишет, о том, что большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах—общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои — во вкусовом, обонятельном восприятии. [2]

Ограничить усвоение сенсорных эталонов невозможно, это очень сложный процесс. Мало усвоить сенсорный эталон, необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, научиться пользоваться свойствами различных предметов в разных ситуациях.

Следует разобрать следующий вопрос, что такое сенсомоторное развитие?

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

Вопросами сенсомоторного воспитания и развития дошкольника занимались: В.Н. Аванесова, В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, В.А. Пилюгина, Н.Н. Поддъяков и др.

«Сенсомоторное развитие осуществляется на основе обеспечения взаимодействия чувственного отражения и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности (Т. Л. Лещинская). Приоритетные направления работы по развитию сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития определяются с учетом следующих факторов: зрительное восприятие имеет тесную взаимосвязь с восприятием равновесия и положения тела в пространстве (ребенок учится фиксировать взглядом определенный предмет, для этого ему надо хотя бы повернуть голову); слуховое восприятие развивается на базе восприятия колебаний (вибраций); тактильное восприятие создает предпосылку для развития вкусового восприятия и обоняния. Выделяются следующие направления работы по стимуляции сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и функции кисти; развитие тактильного и тактильно-двигательного восприятия; развитие вестибулярного восприятия; развитие зрительного восприятия; развитие вибрационного восприятия; развитие слухового восприятия; развитие кинестетического восприятия; развитие вкусового восприятия; развитие обоняния». [5]

«Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического восприятия детей. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников.

Этапы знакомства ребёнка со свойствами предметов:

  • накопление сенсомоторного опыта
  • формирование представлений о различных свойствах предметов
  • ознакомление с общепринятыми сенсомоторными эталонами и способами их использования
  • развитие аналитического восприятия.

Для обучения детей существуют красочные пособия, обучающие игры. Большую помощь могут оказывать самые разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, а также обычные предметы домашнего обихода». [3]

«Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. В ходе пальчиковых активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности». [1]

Большакова С.Е. отмечает, что для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Особенно явно это проявляется на спортивных занятиях, а также на специальных занятиях с воспитателем, например, когда предлагается выполнить задание по словесной инструкции. [1]

Для общего сенсомоторного развития дошкольника существует множество разнообразных игр и упражнений. Тренировку пальцев рук стоит начинать проводить с 6-7 месяцев, делать массаж пальчиков и ручек. Пальчиковые игры очень эмоциональные, хорошо развивают работу пальцев. В процессе игры, повторяя за взрослым, у ребенка развивается мелкая моторика рук. Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра. Больший эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния от руки до источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.

Список литературы:

  1. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. / С. Е. Большакова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 c. — Текст: непосредственный.
  2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пи-люгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с
  3. Гафурова, Р. Ф. / Р. Ф. Гафурова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https: //infourok. ru/metodicheskaya-razrabotkarazvitie-poznavatelnoy-sferi-detey-let-cherez-sensomotornuyu-deyatelnost-981643. html (дата обращения: 07. 10. 2021).
  4. Якубовская Стимуляция сенсомоторного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Якубовская, А. Е. — Минск:, 2007. — c.
  5. Янушко, Я. А. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 1-3 года / Я. А. Янушко. — Москва: «Мозайка-Синтез», 2009. — c. — Текст: непосредственный.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год