ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ |
Педагогика | |||
Автор: Жаркова Светлана Андреевна | |||
23.01.2025 11:23 | |||
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ Жаркова Светлана Андреевна Одним из наиболее важных этапов в развитии ребенка является младший дошкольный возраст. Именно в этот период происходят важные изменения в сфере отношения с окружающим предметным миром, в том числе, выходит на новую ступень и его общение как со взрослыми, так и со сверстниками. На первом этапе своей дошкольной жизни, в ясельном возрасте, ребенком уже осваиваются такие умения, как ходьба, различные действия с предметами, он успешно понимает речь и даже начинает активно ей пользоваться самостоятельно. В раннем возрасте дошкольник уже может оценивать полученный им первый опыт эмоционального общения со взрослыми людьми, чувствовать их заботу и поддержку. Именно эти факторы в большой степени формируют у ребенка определение роста собственных возможностей, стремление к самостоятельности, а также, к активному взаимодействию с окружающим миром.
В современной психологии ученые нередко в своих трудах обращают внимание на проблему «кризиса трех лет». Он заключается в том, что младший дошкольник, который буквально недавно был очень послушным, покладистым и не конфликтным, становится нетерпимым к опеке взрослых. Он стремится во всем максимально настоять на своем и проявляет особое упорство в достижении своих целей. Такое поведение, прежде всего, свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть пересмотрен и изменен по направлению предоставления ребенку большей самостоятельности и обогащении его деятельности новым содержанием. В данной ситуации важно понимать, что характерное высказывание для дошкольника третьего года жизни: «Я сам!» является, в первую очередь, отражением появления у него новой потребности, непосредственно, в самостоятельных действиях, а не фактическим уровнем его возможностей. Именно поэтому первостепенной задачей взрослого стоит поддержание к этой самой самостоятельности, а ни в коем случае не подрывание у ребенка веры в собственные силы. Здесь, в первую очередь, следует понимать, что очень большая вероятность погасить его критикой неумелых действий ребенка, заставив его сомневаться в себе, высказывая нетерпение его медлительности. Восприятие в этом возрасте у детей носит, скорее, предметный характер, что значит, что ребенок видит лишь наиболее яркие признаки предмета. Внимание непроизвольное, как и память, где преобладают, в большей степени, процессы узнавания. Мышление у младших дошкольников наглядно-действенное, проявляются элементарные обобщения. Воображение в этом возрасте развито слабо и ярче всего заметно в процессе игровой деятельности. Речь же продолжает оставаться ситуативной и диалогической, однако, становится уже более сложной и развернутой, за год словарный запас может заметно увеличиваться до 1500 слов. Главным в работе с детьми в возрасте от трех до четырех лет является осуществление помощи в том, чтобы каждый ребенок мог увидеть рост собственных достижений, понять и ощутить позитивные переживания своего успеха в деятельности. Само по себе стремление к самостоятельности у младших дошкольников формируется при непосредственном опыте сотрудничества со взрослым. Осуществляя совместную деятельность с ребенком, взрослый помогает ему освоить новые способы и приемы определенных действий, показывает пример поведения и отношения. Таким образом, он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и, высказывая свою положительную оценку, усиливает стремление дошкольника добиваться лучшего результата. К моменту окончания младшего дошкольного возраста у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми. Об этом свидетельствуют многочисленные вопросы, которые в этом возрасте задает ребенок. Развитие самосознания и выделения образа собственного «Я» стимулируют активное развитие личности и индивидуальности в целом. У ребенка появляется четкое осознание того, какой он. Его внутренний мир начинает постепенно наполняться противоречиями, он активно стремиться к самостоятельности, однако, еще не способен справиться с задачей без помощи взрослого. В этом возрасте ребенок очень обит своих близких, они для него невероятно значимы, но, тем не менее, он не может не проявлять негативных эмоций, по отношению к ним, из-за ограничений в собственной свободе. По отношению к окружающим его людям, у ребенка начинает формироваться собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием собственного поведения и интересом ко взрослому миру. Неугомонность, нетерпимость и агрессия в этом возрасте проявляется у детей в их постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже осознает и умеет с гордость принимать успехи собственной деятельности, а также способен критически оценивать результаты своего труда. Для этого периода жизни становится характерным формирование способности к целеполаганию, возможности представить себе более четко результат, сравнить его с образцом и определить различия. Также, этот возраст бактеризуется тем, что ребенок способен уже принимать определенный предмет без попытки его обследования, то есть, его восприятие в целом начинает более полно отражать окружающую действительность. Как и для раннего периода, в трех-четырехлетнем возрасте идет преобладание воссоздающего воображения, что означает способность ребенка лишь воссоздавать те образы, которые взрослый подает ему в своих рассказах и сказках. Большую значимость здесь в развитии воображения играет, непосредственно, сами опыт и знания ребенка, его общий кругозор. Характерным для этого возраста у детей считается смешение элементов из различных источников, такой своеобразный симбиоз реального и сказочного. Те фантастические образы, которые возникают в сознании ребенка, являются максимально эмоционально насыщенными и абсолютно реальными для него. Эмоциональная составляющая дошкольника трех-четырех лет находится на том же уровне, что и на предыдущем этапе развития. Его чувства и эмоции продолжают зависеть от физического комфорта. Однако, теперь на настроение начинают влиять еще и межличностные отношения как со взрослыми, так и со сверстниками. Именно поэтому те характеристики, которые трехлетка дает окружающим людям, являются очень субъективными. Но, несмотря на все это, для эмоционально здорового дошкольника более характерным является оптимизм. В 3-4 года детьми начинают усваиваться правила взаимоотношений в группе сверстников, которые, в последствии, уже косвенно контролируются взрослыми. Таким образом, в этот период жизни у дошкольников происходит переход к новым отношениям со взрослыми, сверстниками и окружающим миром в целом. Ребенок осознает себя уже отдельной от родителей личностью и начинает требовать к себе соответствующего отношения. Основным видом деятельности в этом возрасте по-прежнему остается игра, но в процессе взросления, переходящая от обычной игры с предметами в ролевую. В процессе такой игры дети учатся общаться друг с другом, создавать и подчиняться определенным правилам и управлять своим поведением, в целом. Также, на третьем-четвертом году жизни, ребёнок уже достаточно хорошо овладевает основными двигательными навыками. Он способен прыгать, бегать, сохранять равновесие, к примеру, стоя на одной ноге в течение нескольких минут. Речь ребёнка в этом возрасте становится активно им осваивается. Уже значительно увеличивается словарный запас, ребенок начинает элементарными фразами рассуждать об окружающей его среде. Активное общение взрослого и ребенка в этом возрасте в общей сложности способствует развитию внутреннего эмоционального мира дошкольника и формированию общего позитивного отношения ребенка как к самому себе, так и к окружающим его людям. Что значительным образом сказывается на развитии мышлении и речи ребенка в целом.
|