Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
Педагогика
Автор: Жаркова Светлана Андреевна   
23.01.2025 11:23

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Жаркова Светлана Андреевна

Одним из наиболее важных этапов в развитии ребенка является младший дошкольный возраст. Именно в этот период происходят важные изменения в сфере отношения с окружающим предметным миром, в том числе, выходит на новую ступень и его общение как со взрослыми, так и со сверстниками.

На первом этапе своей дошкольной жизни, в ясельном возрасте, ребенком уже осваиваются такие умения, как ходьба, различные действия с предметами, он успешно понимает речь и даже начинает активно ей пользоваться самостоятельно. В раннем возрасте дошкольник уже может оценивать полученный им первый опыт эмоционального общения со взрослыми людьми, чувствовать их заботу и поддержку. Именно эти факторы в большой степени формируют у ребенка определение роста собственных возможностей, стремление к самостоятельности, а также, к активному взаимодействию с окружающим миром.

 

В современной психологии ученые нередко в своих трудах обращают внимание на проблему «кризиса трех лет». Он заключается в том, что младший дошкольник, который буквально недавно был очень послушным, покладистым и не конфликтным, становится нетерпимым к опеке взрослых. Он стремится во всем максимально настоять на своем и проявляет особое упорство в достижении своих целей. Такое поведение, прежде всего, свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть пересмотрен и изменен по направлению предоставления ребенку большей самостоятельности и обогащении его деятельности новым содержанием.

В данной ситуации важно понимать, что характерное высказывание для дошкольника третьего года жизни: «Я сам!» является, в первую очередь, отражением появления у него новой потребности, непосредственно, в самостоятельных действиях, а не фактическим уровнем его возможностей. Именно поэтому первостепенной задачей взрослого стоит поддержание к этой самой самостоятельности, а ни в коем случае не подрывание у ребенка веры в собственные силы. Здесь, в первую очередь, следует понимать, что очень большая вероятность погасить его критикой неумелых действий ребенка, заставив его сомневаться в себе, высказывая нетерпение его медлительности.

Восприятие в этом возрасте у детей носит, скорее, предметный характер, что значит, что ребенок видит лишь наиболее яркие признаки предмета. Внимание непроизвольное, как и память, где преобладают, в большей степени, процессы узнавания.

Мышление у младших дошкольников наглядно-действенное, проявляются элементарные обобщения. Воображение в этом возрасте развито слабо и ярче всего заметно в процессе игровой деятельности. Речь же продолжает оставаться ситуативной и диалогической, однако, становится уже более сложной и развернутой, за год словарный запас может заметно увеличиваться до 1500 слов.

Главным в работе с детьми в возрасте от трех до четырех лет является осуществление помощи в том, чтобы каждый ребенок мог увидеть рост собственных достижений, понять и ощутить позитивные переживания своего успеха в деятельности.

Само по себе стремление к самостоятельности у младших дошкольников формируется при непосредственном опыте сотрудничества со взрослым. Осуществляя совместную деятельность с ребенком, взрослый помогает ему освоить новые способы и приемы определенных действий, показывает пример поведения и отношения. Таким образом, он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и, высказывая свою положительную оценку, усиливает стремление дошкольника добиваться лучшего результата.

К моменту окончания младшего дошкольного возраста у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми. Об этом свидетельствуют многочисленные вопросы, которые в этом возрасте задает ребенок.

Развитие самосознания и выделения образа собственного «Я» стимулируют активное развитие личности и индивидуальности в целом. У ребенка появляется четкое осознание того, какой он. Его внутренний мир начинает постепенно наполняться противоречиями, он активно стремиться к самостоятельности, однако, еще не способен справиться с задачей без помощи взрослого. В этом возрасте ребенок очень обит своих близких, они для него невероятно значимы, но, тем не менее, он не может не проявлять негативных эмоций, по отношению к ним, из-за ограничений в собственной свободе.

По отношению к окружающим его людям, у ребенка начинает формироваться собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием собственного поведения и интересом ко взрослому миру.

Неугомонность, нетерпимость и агрессия в этом возрасте проявляется у детей в их постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже осознает и умеет с гордость принимать успехи собственной деятельности, а также способен критически оценивать результаты своего труда. Для этого периода жизни становится характерным формирование способности к целеполаганию, возможности представить себе более четко результат, сравнить его с образцом и определить различия.

Также, этот возраст бактеризуется тем, что ребенок способен уже принимать определенный предмет без попытки его обследования, то есть, его восприятие в целом начинает более полно отражать окружающую действительность.

Как и для раннего периода, в трех-четырехлетнем возрасте идет преобладание воссоздающего воображения, что означает способность ребенка лишь воссоздавать те образы, которые взрослый подает ему в своих рассказах и сказках. Большую значимость здесь в развитии воображения играет, непосредственно, сами опыт и знания ребенка, его общий кругозор. Характерным для этого возраста у детей считается смешение элементов из различных источников, такой своеобразный симбиоз реального и сказочного. Те фантастические образы, которые возникают в сознании ребенка, являются максимально эмоционально насыщенными и абсолютно реальными для него.

Эмоциональная составляющая дошкольника трех-четырех лет находится на том же уровне, что и на предыдущем этапе развития. Его чувства и эмоции продолжают зависеть от физического комфорта. Однако, теперь на настроение начинают влиять еще и межличностные отношения как со взрослыми, так и со сверстниками. Именно поэтому те характеристики, которые трехлетка дает окружающим людям, являются очень субъективными. Но, несмотря на все это, для эмоционально здорового дошкольника более характерным является оптимизм.

В 3-4 года детьми начинают усваиваться правила взаимоотношений в группе сверстников, которые, в последствии, уже косвенно контролируются взрослыми.

Таким образом, в этот период жизни у дошкольников происходит переход к новым отношениям со взрослыми, сверстниками и окружающим миром в целом. Ребенок осознает себя уже отдельной от родителей личностью и начинает требовать к себе соответствующего отношения.

Основным видом деятельности в этом возрасте по-прежнему остается игра, но в процессе взросления, переходящая от обычной игры с предметами в ролевую. В процессе такой игры дети учатся общаться друг с другом, создавать и подчиняться определенным правилам и управлять своим поведением, в целом.

Также, на третьем-четвертом году жизни, ребёнок уже достаточно хорошо овладевает основными двигательными навыками. Он способен прыгать, бегать, сохранять равновесие, к примеру, стоя на одной ноге в течение нескольких минут.

Речь ребёнка в этом возрасте становится активно им осваивается. Уже значительно увеличивается словарный запас, ребенок начинает элементарными фразами рассуждать об окружающей его среде.

Активное общение взрослого и ребенка в этом возрасте в общей сложности способствует развитию внутреннего эмоционального мира дошкольника и формированию общего позитивного отношения ребенка как к самому себе, так и к окружающим его людям. Что значительным образом сказывается на развитии мышлении и речи ребенка в целом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 2 (364) выйдет
19 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год