Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Организация работы в ДОО по формированию у детей дошкольного возраста представлений о правильном питании
Питание
Автор: Черненко Ольга Викторовна   
26.10.2021 19:28

Организация работы в ДОО по формированию у детей дошкольного возраста представлений о правильном питанииОрганизация работы в ДОО по формированию у детей дошкольного возраста представлений о правильном питании

Черненко Ольга Викторовна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 40», Нижегородская обл., г. Саров

Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны. Во многом здоровье человека определяется качеством его питания.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для воспитания у детей правильных привычек, усвоения культурных традиций питания, стереотипов пищевого поведения, основ правильного питания. От правильной организации питания в детстве во многом зависит состояние здоровья взрослого человека.

В данном вопросе необходимо тесное взаимодействие дошкольной организации и семьи в формировании у детей представлений о культуре питания, о значимости его для здоровья.

Анкетирование родителей воспитанников показало, что большинство из них понимает важную роль питания для сохранения здоровья и полноценного развития ребенка, но они недостаточно информированы о том, как правильно его организовать; лишь в немногих семьях соблюдаются принципы правильного питания.

Поэтому наш коллектив поставил задачу: Формирование у детей дошкольного возраста представлений о правильном питании в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

 

В 2017 году мы начали работу по совершенствованию системы организации питания в рамках разработки Программы здоровьесбережения МБДОУ. Продумали формы работы со всеми участниками образовательного процесса. Остановимся на некоторых, наиболее эффективных, на наш взгляд.

Вопросы формирования у детей представлений о правильном питании рассматривались на педсовете, консультациях, семинарах, мастер-классах для педагогов, практических занятиях «Школы начинающего педагога». Для педагогов были организованы открытые просмотры и взаимопосещения. Лучший опыт был представлен на «Фестивале педагогических идей» и «Педагогическом Олимпе» (презентация опыта по программе саморазвития).

Роль младшего воспитателя при организации питанию трудно переоценить. В МБДОУ для них организована «Школа повышения профессионального мастерства», в рамках которой проводятся практические занятия. Очень популярны мастер-классы от опытных коллег, (например, по сервировке стола, оформлению детских блюд), игры «Запланированная ошибка» (по сервировке), «Накорми малоежку» (использование эффективных приемов в ходе организации питания) и др.

В работе с детьми сочетаем различные методы и формы работы. Проводим традиционно беседы, чтение художественной литературы, викторины, дидактические и сюжетно-дидактические игры, тематические досуги, экскурсии (на пищеблок). Кроме того решаем поставленные задачи в ходе событий, проектной деятельности, при решении проблемных ситуаций, в сюжетно-ролевых играх.

Особое внимание уделяем вовлечению в образовательный процесс семей воспитанников. Согласитесь, трудно объяснить ребенку, что есть перед телевизором вредно, когда он. Так, в ходе совместных проектов, поисковой и творческой деятельности по созданию игр и пособий о правильном питании родители из сторонних наблюдателей стали нашими союзниками.

Очень эффективной формой работы оказалось совместное с родителями создание игр. При этом ребенок включается в процесс изготовления, «проживает» ту или иную игровую ситуацию. В результате, он качественнее усваивает содержание познавательного материала. Освоенные в игре правила, дети более осознанно соблюдают и в реальной жизни. В младшем при создании игр возрасте ведущая роль принадлежит педагогу. К 5-7 годам дети сами придумывают идеи для игр, привлекают к этому родителей.

Мы значительно пополнили игровую среду самодельными пособиями по формированию представлений о правильном питании. Педагоги Черненко О.В., Мамаева А.А., Шпортенко Е.С. разработали для детей и родителей упрощенный алгоритм создания игры. Ребенок формулирует цель и название через ответ на вопрос: «чему хочу научиться?» или «что хочу узнать?». Затем совместно с взрослым формулирует вопросы, задания. После чего подбирает или создает элементы игры. Усложнение игры и придумывание новых вариантов происходит двумя путями: 1) за счет увеличения количества элементов; 2) по использованию образца. На этапе обучения ребенок полностью копирует образец. На следующем этапе освоения правил игры ребенок запоминает образец, затем по памяти воспроизводит, после выполнения задания – сверяется с образцом, при необходимости исправляет ошибки. На этапе закрепления правил образец используется только для проверки правильности выполнения задания. Проверку правильности в зависимости от возраста, степени освоения игры, индивидуальных возможностей детей (в том числе с ОВЗ) может осуществлять взрослый, взрослый совместно с ребенком, ребенок с небольшой помощью взрослого или сверстника, а также самостоятельно. Как правило, дети старшего дошкольного возраста осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль правильности выполнения заданий.

Кроме изготовления игр дети принимают активное участие в создании элементов сервировки стола, в том числе, по темам недели. На всех группах созданы элементы для повышения аппетита детей, побуждению их к соблюдению правил приема пищи. Воспитатели Дроздова Т.Е., Майорова Т.М. используют медали «Съел до донышка», «Я — чистюля» и др. Педагоги Гриненко Н.В., Тепаева И.Г. оформили индивидуальные салфетки с одной стороны схемой расположения посуды и приборов, а с обратной стороны – рисунками с любимым блюдом каждого ребенка. Воспитатели Лохмотова Н.В., Симикова М.Н. оформили познавательно-мотивационный уголок поваренка Витаминкина, который наполнили познавательными материалами, творческими работами детей, играми и поощрительными фишками. Воспитатели Ермакова Н.Н., Кяжкина Е.А. на самом чистом столе «зажигают звездочку», а также под руководством старшего воспитателя Черненко О.В. при участии детей и их родителей создали пособие «Интерактивное меню», которое позволяет детям моделировать меню с использованием съемных элементов и алгоритмов. Воспитатели Гуменюк И.В., Васильева Н.В. продумали создание игровой предметной среды и варианты использования игровых методов и приемов при организации питания детей раннего возраста; создали сюжетные пособия «Не пей горячее!», «Какой фрукт спрятался?» — на развитие дыхания.

При организации системы работы по проблеме не обойтись без проектной деятельности.

Проект «Наше здоровье» включал несколько направлений. Одно из них — «Правильное питание». В ходе совместной с детьми и родителями деятельности воспитатели Мамаева А.А., Шпортенко Е.С. создали дидактические игры, а также, альбомы, картотеки познавательного и занимательного материала, лэпбуки; книжки-малышки «Полезные книги поваренка Снежинки» и т.п.

Проекты не проходят бесследно. Так, участники проекта «Едим красиво и полезно» учатся в школе, а играми и методическими материалами, созданными руками детей, совместно с педагогами Демидовой Н.А., Сорокиной Д.Ю. и родителями, мы продолжаем активно пользоваться. Была проведена глубокая работа по изучению основ правильного питания. Дети самостоятельно вывели правило: «Важно не только, что ты ешь!

Важно, когда и как ты ешь!». Родители вместе с детьми изучали основы столового этикета, отрабатывали его на практике дома, в кафе. По их отзывам, было очень непросто, но интересно выучить «язык столовых приборов». Перед приемом пищи дежурные озвучивали меню, дополняя информацией о пользе продуктов и блюд. В группе были дети, отказывающиеся от многих блюд, что поддерживалось их родителями. В ходе проекта участники осознали важность соблюдения режима и рациона питания. Количество «приверед» сократилось.

Родителей приглашают на дни открытых дверей «Наша кухня». Заведующий Сиротова Светлана Николаевна совместно с персоналом пищеблока рассказывают о технологии приготовления блюд, условиях хранения продуктов и оборудования, а также предлагают снять пробу и оценить вкусовые качества стандартного детского обеда.

В нашем детском саду проходят ежегодные родительские конференции. Одна из них была посвящена вопросам организации питания. Дети провели мастер-класс по сервировке стола, рассказали, что красивая уютная обстановка очень важна для хорошего пищеварения. На конференции были подведены итоги конкурса МБДОУ на лучшую организацию питания, в котором приняли участие все группы, начиная со 2-го года жизни. Победителем стали сотрудники младшей группы № 7: Ермакова Н.Н., Кяжкина Е.А., Сухова Т.А.

Заведующий Сиротова С.Н., педагоги Черненко О.В., Салищева С.В. старшая медсестра Новичкова С.С. ответили на интересовавшие мам и пап вопросы. Воспитатель Машкова Л.Н. раскрыла секреты столового этикета. Родители поделились опытом семейного воспитания. Например, как приучить детей есть овощи и фрукты, или как накормить дочь-малоежку. Большой интерес вызвал мастер-класс от бабушки одного из воспитанников. Родители вместе с детьми узнали, что не все Е-добавки опасны. А также научились выбирать продукты, внимательно изучив состав, указанный на этикетке.

Анализируя опыт, мы отмечаем, что большинство детей в соответствии с возрастными возможностями:

  • понимают, что здоровье зависит от правильного питания.
  • имеют знания о том, какие продукты полезные, а какие вредные для здоровья, осознают, что не всё вкусное полезно и безопасно.
  • соблюдают правила гигиены и культуры приема пищи.

В группах существенно уменьшилось количество отходов.

Повысилась компетентность педагогов и родителей. Группа-победитель конкурса МБДОУ «Лучшие условия для организации питания» представляла учреждение на городском смотре-конкурсе по организации питания в МДОО, в котором заняли 1 место.

Повторное анкетирование показало:

  • родители стали лучше ориентироваться в вопросах правильного питания
  • увеличилось количество семей, в которых соблюдаются правила здорового питания, культура приема пищи.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 49 (220) выйдет
8 декабря 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 48 (219) за 2021 год
Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год