Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа по работе с одаренными детьми на 2015 – 2016 гг.
Конспекты планов в детском саду
Автор: Аршеева Таисия Николаевна   
15.11.2015 10:55

Программа по работе с одаренными детьми на 2015 – 2016 гг.Программа по работе с одаренными детьми на 2015 – 2016 гг.

Муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения «Детский сад «Золотой ключик» села Троицкое Целинного района Республики Калмыкия

Содержание

Пояснительная записка.

  1. Цели и задачи программы работы с одаренными детьми.
  2. Принципы организации педагогического процесса.
  3. Методы диагностики в ходе реализации программы.
  4. Реализация направлений работы.
  5. Ожидаемые результаты выполнения работы.
  6. Планирование.

Пояснительная записка

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны –отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты. Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности нашего детского сада. Направление деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения осуществляется в рамках приоритетного национального проекта «Образование»: создание развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию индивидуальных способностей в раннем возрасте; развитие системы поддержки и сопровождения детей, с целью формирования их социального опыта и развития жизненно необходимых умений и навыков для успешной адаптации к условиям изменяющейся действительности; повышение профессионального уровня педагогов; сохранение и укрепление здоровья дошкольников через создание интересной, насыщенной, и увлекательной дошкольной жизни; использование современных технологий.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарѐнность, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда детского сада, в которой одарѐнность может актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:

  • Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
  • Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
  • Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
  • Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
  • Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Программа разработана в соответствии:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
  • Закон Республики Калмыкия от 15 декабря 2014 года № 94-V-3 "Об образовании в Республике Калмыкия". Принят постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 12 декабря 2014 года № 200-V
  • Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20. 11. 1989г.)
  • Принципы развивающего обучения;
  • Изменениями в содержании образования (Работа с талантливыми детьми.);
  • Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Использование диагностических материалов.

Срок реализации плана программы сентябрь 2015 — август 2016 год.

I. Цели и задачи программы работы с одаренными детьми

Цель: Создание оптимальных условий для выявления, гармонического развития детей с высоким уровнем способностей в условиях детского сада и их самореализации при тесном взаимодействии с семьей и другими социальными институтами.

Задачи:

  1. Проанализировать основные направления работы с одаренными детьми в ДОУ
  2. Определить общие организационные методы и приемы «Одаренный ребенок в ДОУ»
  3. Повышение научно-теоретических и практических знаний педагогов по вопросам работы с одаренными детьми. Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  4. Интеграция основного и дополнительного образования на основе привлечения всех существующих и потенциальных ресурсов. Обеспечение преемственности в работе с одаренными детьми между ступенями обучения (дошкольное образование –начальное общее).
  5. Оказание консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности.

Педагогические задачи:

  • Осуществление индивидуализации обучения и воспитания;
  • Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения;
  • Формирование системности в знаниях и умениях по разным предметам;
  • Повышение качества обучения;
  • Осуществление мероприятий по социальной адаптации одаренных воспитанников.

II. Принципы организации педагогического процесса.

Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий воспитанников: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация одаренных воспитанников заключается в психолого — педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.

Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие воспитанников. Для обучения одаренных воспитанников применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.

Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В процесс обучения включены такие предметы, как «Музейная педагогика», «Краеведение» и др.

III. Методы диагностики в ходе реализации программы:

  1. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи).
  2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.
  3. Специальные методы (деятельность психолога: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов).
  4. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности).
  5. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль).
  6. Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.
  7. Конкурсы, фестивали, выставки.

IV. Реализация направлений работы.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей:

  • создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одаренных воспитанников;
  • организация и проведение психолого-педагогического консультирования дошкольников, педагогов, родителей;
  • разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одаренных детей;
  • оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети»;
  • организация консультаций для педагогов.

Организация работы с одаренными воспитанниками в рамках

образовательного процесса:

Эта работа будет осуществляться через исследовательско-образовательную комплексную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности.

  • Выбор педагогов для работы с одаренными воспитанниками.
  • Формирование учебных групп из одаренных воспитанников (с разной целевой направленностью).
  • Выбор стратегии обучения для каждого одаренного воспитанника.
  • Разработка программ индивидуальной работы с одаренными воспитанниками.

Организация работы с одаренными воспитанниками во внеурочной

деятельности:

  • Организация индивидуальной работы
  • Организация проектной деятельности, проекты индивидуальные, групповые, семейные

- Организация опытно-исследовательской деятельности

- Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.

- Организация предметных (персональных) выставок.

- Организацию вечеров и праздников.

- Создание театральных уголков в каждой групповой комнате.

- Создание спортивных центров в группах.

- Организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.

- Выпуск стенгазет.

- Организация кружков, секций, занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования

Для успешной работы по реализации программы особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми в МДОКУ «Детский сад «Золотой ключик», но и внедрение новых. Одной из таких форм являются кружки:

  1. Кружок калмыцких национальных игр «Альвн харадас»
  2. Кружок изобразительного творчества «Волшебный мир фантазий» — художественное творчество. Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Свойством, обеспечивающим изобразительную деятельность и составляющим как бы фон этой деятельности, является определенный эмоциональный настрой. Эти особенности структуры изобразительных способностей следует учитывать, строя систему обучения изобразительной деятельности. Основная цель обучения изобразительной деятельности — развитие творческих способностей детей.
  3. Хореографическая студия «Тюльпанчик»

Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.

Организация взаимодействия с родителями одаренных детей:

  • родительский клуб анкетирование, по результатам которого мы узнали об отношении родителей к данному развитию их детей;
  • родительское собрание, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год и предложены основные положения программы "Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме;
  • подготовлены папки-передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей;
  • система работы с родителями по внедрению программы «Одаренный ребенок»
  • детско-родительские проекты

Формы работы с педагогами:

  • педагогическое проектирование

- открытые показы, семинары-практикумы, консультации.

Взаимодействие с организациями:

  • ДШИ села Троицкое
  • Детские сады Целинного района
  • ОУ села Троицкое

V. Ожидаемые результаты:

В результате целенаправленной исследовательско — образовательной работы предполагаем выявить и проследить возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития.

В процессе работы планируем значительно обогатить предметно-развивающую среду, приобрести современные диагностические материалы, которые позволят качественно проводить диагностику творческого и интеллектуального развития детей, а также диагностику готовности детей к обучению в школе. Планируем детально разработать и более качественно организовать систему дополнительного образования. В результате нашей совместной деятельности произойдет активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысится профессиональный уровень педагогов.

Воспитатели смогут вести целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявлять признаки одаренности, и тем самым помогут родителям создать все необходимые условия для развития таких детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год