Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«План по самообразованию педагога»
Конспекты планов в детском саду
Автор: Кочадзе Ирина Владимировна   
26.05.2022 16:54

«План по самообразованию педагога»«План по самообразованию педагога»

Кочадзе Ирина Владимировна Тема самообразования: «Амплификационные методы развития дошкольника через театральную деятельность» 2021- 2022 учебный год

Тема: «Амплификационные методы развития дошкольника через театральную деятельность».

Обоснование темы: Амплификация (обогащение, усиление, углубление) детского развития как необходимое условие разностороннего воспитания ребенка. Особенно велико значение богатства возможностей на ранних ступенях детского развития, как средства преодоления его односторонности, средства выявления задатков и способностей.

Цели:

  • ознакомление дошкольников с первоначальными представлениями социального характера и включение детей в систему социальных отношений через приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в театральных постановках;
  • накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых, необходимого социального опыта и, как следствие, развитие саморегуляции и социальных навыков;
  • формирование у дошкольников позитивного отношения к миру.

Задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Предполагаемый результат:

  • разработать и внедрить в дошкольном учебном корпусе занятия с применением театрализованной деятельности на основе амплификации

Сроки: 2021 – 2022 учебный год

Форма представления результатов работы: открытый показ.

План самообразования

Месяц

Изучаемая тема

Сентябрь

     2021 г.

Что такое амплификация и для чего она нужна?

     Октябрь

     Ноябрь

     Декабрь

         2021 г.

Амплификация – один из основных принципов ФГОС ДО

     Январь

     Февраль

       2022 г.

Развитие ребенка посредством театральных игр, с использованием художественных приемов на основе амплификации

         Март

       2022г.

Образовательные области в театральной деятельности на основе амплификации

Апрель

2022 г.

Составление конспекта и проведение открытого показа.

Что такое амплификация? И для чего она нужна?

Амплификация — это важная часть детского развития.

Принято считать, что амплификация – это расширение или увеличение чего-либо.. Иногда могут возникать такие образы, которые не вызывают определенных ассоциаций. Если они очень емкие, описать их обычными словами практически невозможно. В этом случае используются символические значения, но образ все равно остается на уровне бессознательного восприятия.

Амплификация – это способ, помогающий прийти к пониманию. В этом случае не требуется вмешательство аналитика, достаточно полностью довериться бессознательному восприятию.. Применять этот метод следует с осторожностью, наблюдая за состоянием и настроением ребенка. Он должен быть готов проводить параллели и прослеживать связи. Правильно подобранная детская методика развития – ключ к успеху. Любой родитель желает, чтобы его ребенок был самым способным и особенным. Ради этой цели не жалко ни денег, ни времени, ни сил. Сегодня существует огромное множество различных методик раннего развития, но для того чтобы был виден результат, необходимо правильно ее подобрать. Психика ребенка еще не окрепла, и большие нагрузки могут привести к плачевным последствиям. Родители должны знать, что гармоничное развитие невозможно без общения со сверстниками и окружающими людьми. Проблемы, которые могут возникать в процессе коммуникации, негативно отражаются на внутренней гармонии и вызывают стрессы.

Амплификация – один из основных принципов ФГОС ДО

«Амплификация – один из основных принципов Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

В настоящее время в Российской Федерации дошкольное образования стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная ступень на пути непрерывного образования в жизни человека. Этот серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования был сделан благодаря «Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования», утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2013 г.

В стандарте прописано, что результат работы с детьми определяется как целевой ориентир, а целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Именно поэтому в настоящий Стандарт введено одно из основных понятий — Амплификация развития.

Понятие «amplification» переводится с английского языка на русский, как «сильное увеличение, мощное усиление». Нельзя путать амплификацию с акселерацией — искусственным ускорением детского развития.

В своем стремлении «не отставать от жизни» педагоги и родители нередко начинают ускорять темпы детского развития. В детских садах вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, компьютеризация и пр. Конечно же, все эти учебные дисциплины подаются в упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Но эта интеграция носит односторонний, механический характер и, по сути, является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни. Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.

Психолог А. В. Запорожец считал альтернативой акселерации амплификацию детского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Для дошкольника — это ролевая игра, театрализованные игры, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр. В игровой деятельности дошкольник приобретает важнейшие психологические новообразования: познание новых областей действительности, в первую очередь социальной; усвоение функций и отношений взрослых людей в обществе; способность действовать в плане воображения; усвоение правил взаимоотношений и социальных мотивов; способность к произвольности поведения и др. А. В. Запорожец подчеркивал, что игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, взрослый учит его играть, передает ему общественно сложившиеся способы игровых действий. Усваивая технику различных игр по законам, характерным для усвоения предметных манипуляций, являющихся ведущими в возрасте от 1 до 3 лет, ребенок в совместной со сверстниками деятельности обобщает эти способы и переносит на другие ситуации. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка и именно в этом своем качестве и создает развивающие эффекты. Поэтому эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.

А. В. Запорожец сформулировал главные принципы и обозначил, что амплификация — это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода.

В свою очередь Д. Б. Эльконин разделил жизненный путь ребенка на периоды, и считал, что в каждом возрастном периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств. Он так же считал, что в каждый возрастной период, следует проводить амплификацию, т. е. насыщение возраста тем, что ему требуется для развития нужных в этот момент функций и нельзя применять искусственную акселерацию.

Именно амплификация способствует решению следующих задач, поставленных в стандарте:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и др.

Развитие ребенка посредством театральных игр, с использованием художественных приемов на основе амплификации.

Амплификация детского развития – это методика, в основе которой лежат игры и сказки, соответствующие развитию малыша. Они должны быть направлены на развитие личностных качеств, индивидуальности и умственных способностей. Эта методика довольно сложная, так как она требует сил, времени и немало терпения. Чтобы получить положительный результат, педагоги должны научиться чувствовать ребенка и понимать его. Именно из-за этого она не является широко востребованной и не часто применяется на практике. Но педагогам стоит потрудиться: такой подход позволяет воспитать гармоничную и полноценную личность.

Театрализованные игры учат детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию, воспитывать нравственно-этические качества. Если рассматривать работу театральной студии для детей, то театральные игры должны проходить непринужденно, весело, дети должны находиться в постоянном творческом поиске. В ходе игры должна происходит частая смена видов деятельности, благодаря чему обеспечивается высокий уровень их продуктивности. Содержание театральных игр должны включает в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и сценок, небольших этюдов и малых литературных форм;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения;
  • упражнения, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
  • упражнения и творческие задания имитационного характера с опорой на опыт;
  • речевые упражнения;
  • разыгрывание пластических и мимических этюдов;
  • знакомство с музыкальными средствами выразительности;
  • развитие певческих способностей;
  • упражнения релаксационного характера на снятие внутренних и поведенческих зажимов, преодоление скованности и неуверенности в своих артистических способностях.

Структура театральных игр должна быть разной. Это может быть изготовление кукол из картона, пластмассовых бутылок, паралона и т.д., обыгрывание с использованием техники кукловождения и проговаривания диалогов с использованием сюжетов стихов, песенок, потешек, сказок, доступных детям по содержанию и технике исполнения. Для большей эмоциональности можно использовать музыкальное сопровождение. Также обучение детей играм-драматизациям, исполнительскому искусству детей развитие посредством работы над выразительностью мимики, жестов, пантомимики, ритмопластики. Более обширному творческому развитию детей способствует такая организация занятий, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя. Для этого используют такие приемы, как выбор детьми роли по желанию, проигрывание ролей в парах, взаимозаменяемость детей и другие. Театрализованные игры нельзя рассматривать только как развлечение. Театрализация включает в себя целый комплекс художественных средств: художественное слово, интонация, выразительность речи, наглядный образ, музыка, песня, выразительность позы, мимики, жестов. Все эти средства обязательно нужно включать в театрализованные игры, для решения образовательных задач. Перед тем как предложить детям драматизировать или разыгрывать сценку с куклами обязательно нужно проводим игры по типу: «Узнай и назови», «Узнай по описанию», «Кто это говорит», которые направлены на воссоздание важных действий, характеров героев, описаний места действий. Драматизация и разыгрывание сценок в игровой форме, по произведениям помогают детям запомнить всех героев, последовательность их появления, характеры. Любые театрализованные игры, предполагает углубленную работу над текстом. Например, при ознакомлении со сказкой «Два жадных медвежонка», нужно обращать внимание детей на красоту леса, в котором жили медвежата: «По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес…». После чтения предложить детям словесно описать этот лес, а в настольном театре, не только передать диалог героев, но и придумать продолжение сказки. Это развивает творческое воображение, так как с игрушкой интереснее сочинять. Изготовление масок декораций, реквизитов пробуждает в детях желание обыгрывать сказку и это тоже является театрализованной игрой. Очень интересной театральной игрой является рассказывание стихов руками, используя алфавит телодвижений. Еще одной интересной театральной игрой для детей является театр на круге, где в качестве персонажей могут быть использованы небольшие устойчивые игрушки, плоскостные фигурки. С помощью амплификации можно развивать творческую самостоятельность детей. Большое значение имеют импровизации, т.е. обыгрыванию темы без предварительной подготовки. Например, детям предлагается театральная игра «Мы готовимся к празднику». Дети, при помощи пантомимы показывают, как они готовятся к празднику: одеваются, смотрятся в зеркало, расчесываются. Задание довольно сложное, ведь здесь нет ни атрибутов, ни слов, но, не смотря на эти трудности, дети прекрасно справляются с ним и проявляют свое творчество при помощи мимики, жестов, поз.

Образовательные области в театральной деятельности на основе амплификации

Амплификация — это обогащение или углубление детского развития, которое необходимо для разностороннего воспитания детей, поэтому она должна охватывать все образовательные области:

Социально — коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно — эстетическое развитие;

физическое развитие.

В театральной деятельности на основе амплификации есть возможность охватить все образовательные области.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:

в младенческом возрасте это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру, как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игр, включая и театрализованные игры. Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная, музыкальная и двигательная формы активности ребенка.

Маленький ребенок очень пластичен, легко обучаем. Он многое может: может значительно больше, чем долгое время полагали большинство психологов и педагогов.

А дошкольное детство — очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Его надо прожить в полной мере. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно.

Социально — коммуникативное развитие дошкольников в театрализованной деятельности на основе амплификации

Актуальность обращения к театрализованной деятельности в социально – коммуникативном развитии детей обусловлена многими факторами. Сегодня дети замыкаются на телевизорах, компьютерах, становятся менее общительными, более конфликтными, многие не умеют сопереживать, эмоционально поддерживать близкого, выражать свои чувства и настроения. Театрализованная деятельность, вовлекая ребенка в общение с окружающими сверстниками и взрослыми, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками). Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным.

Познавательное развитие дошкольников в театральной деятельности на основе амплификации

Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка, но и способствуют познавательному развитию. Обыгрывая литературный текст, дети его быстро запоминают, у них формируется правильное представление о предметах и явлениях, поддерживается стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, желание по памяти применить нужный жест, мимическое отражение, развивается монологическая речь и умение общаться в социуме. Самое основное — доставить детям радость и создать настроение с яркими эмоциональными переживаниями.

Развитие речи дошкольников в театральной деятельности на основе амплификации

Развитие речи — сложная задача, так как дети обучаются через слуховое восприятие. Вся детская литература тоже воспринимается на слух, ведь дети не умеют читать. А детское восприятие имеет свою особенность — оно отличается фрагментарностью, то есть дети слушают с отдыхом, время от времени отвлекаются, мало внимательны к каждому слову художественного текста, поэтому часто не умеют ясно и четко изложить свои мысли и чувства относительно содержания стихотворения, рассказа и сказки. Обыгрывание текста в целом или отдельных его частей помогает запомнить произведение, его героев, их действия, характеры. Тем самым развивает речь и повышает эмоциональное состояние ребенка. Повторение речи персонажа через театрализованное действие или драматизацию способствует полному и глубокому восприятию текста. Как игровой элемент театрализации используется пересказ текста от имени героев. Этот прием очень эффективен, развивает речь, логическое мышление, творческое воображение, память.

Художественно – эстетическое развитие дошкольников в театральной деятельности на основе амплификации

Изобразительная деятельность и художественный труд неотъемлемая часть литературных произведений, так как в драматизации нужны декорации и маски, шапочки, реквизиты. Для декораций можно использовать небольшие складывающиеся ширмы с кармашками, куда и вкладываем элементы декораций. Но не во всех сказках есть описание места действия. Тогда можно предложить подумать, в каком лесу заблудилась Машенька? Где стоял домик деда и бабы? Такие вопросы стимулируют мыслительную активность, воображение и благоприятно сказываются на выразительности детских рисунков, а также, анализ детских работ помогает глубже проникнуть в события произведения и понять характер героев.

На декоративном рисовании дети разрисовывают элементы костюмов: кокошник, короны, рукавички. Для Красной шапочки — корзинку, трем медведям — чашки и ложки. Реквизиты можно изготовить на занятиях по конструированию из бумаги. Изготовление масок декораций, реквизитов пробуждает в детях желание обыгрывать сказку. Детей можно научить обыгрывать игрушки, изображающие любимых героев: Буратино, Незнайку, кота Леопольда и других. Незнайке можно помочь считать, решать задачи. Знайка помогает детям на занятиях по естествознанию проводить опыты. Эти игровые приемы побуждают детей концентрировать внимание, лучше понимать явления окружающей жизни, обучаться счету, величине, ориентировке во времени, пространстве.

Включение мелодии без слов, предлагает детям передавать свои чувства под музыку. Слушая вальс, дети плавно кружатся, изображают пушинки, снежинки. Под марш – идут, как солдаты, чеканя шаг. Дети сами в игре драматизируют сюжеты знакомых произведений.

Физическое развитие дошкольников в театральной деятельности на основе амплификации

Элементы театрализации используются на занятиях по развитию движений для формирования правильной осанки, умение выполнять движения осознанно, красиво и быстро. Если движения выполнять в связи с каким-либо образом, сюжетом, то дети лучше и быстрее усваивают движение, с удовольствием его выполняют, многократно повторяют, а время занятия проходит незаметно и увлекательно. В образе лесных жителей переживают разные приключения: побеждают хитрую лису, злого волка, помогают слабым и беззащитным. Дети очень любят занятия, сюжет которых построен по содержанию знакомых сказок «Доктор Айболит», «Буратино» и другие. Сказки вводят детей в мир приключений и побуждают проявлять двигательную активность. В физкультурные занятия нужно постоянно вводим этюды на развитие выразительности движения: «Поссорились два петушка», «Сова», «Заколдованный ребенок», «Фея сна». Таким образом, создается система, при которой многие виды занятий оказываются связаны между собой сюжетом, где действуют одни и те же герои. А это отвечает потребностям детей многократно переживать сказочную ситуацию.

Благодаря театральной деятельности на основе амплификации, у детей возрастает творческий потенциал.

Литература

  1. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения: Тезисы докладов. — М., 1948. С. 73—76.
  2. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. — Дошкольное воспитание. 1948. № 9. С. 34—41.
  3. Эльконин Д. Б. Э533 Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007...." [Источник: http: //psychlib. ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001. htm#$p1]
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13. 06. 14-ФГОС-ДО. pdf
  5. Э. Т. Чурилова «Методика организации театральной деятельности дошкольников». М., 2001
  6. Т. И. Петрова, Е. А. Сергеева, Е. С. Петрова «Театрализованные игры в детском саду». М., 2000
  7. Л. Поляк «Театр сказок» СПб, 2001
  8. М. Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду». М., 2007
  9. А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» для занятий с детьми 4-5 лет М., 2010
  10. М. Б. Зацепина «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» М., 2007
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год