Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С БУМАГОЙ»
Поделки из бумаги
Автор: Томляк Валентина Николаевна   
06.08.2024 09:10

«РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С БУМАГОЙ»«РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С БУМАГОЙ»

«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А. Сухомлинский

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, и ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.

По моему мнению, эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А.В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».

 

Скачать конспект

Заняться проблемой развития детского творчества меня подтолкнули наблюдения за детьми в процессе их продуктивной деятельности и результаты их выполненных работ.

Наблюдая за детьми на занятиях по конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения. Работая с детьми, размышляла над вопросами: как организовать детское конструирование и как им руководить? Как развить творческие способности дошкольников в конструировании, как добиться того чтобы каждый ребенок стал творцом? Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет четко разработанной системы работы с дошкольниками по художественному конструированию, где последнее выступает средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.

Детские поделки использую в оформлении, организую выставки.

При взаимодействии с родителями использую такие формы работы: консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел провожу с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско-родительские занятия, развлечения, родительские собрания. Опыт работы по развитию творческих способностей детей очень заинтересовал родителей моих воспитанников. Дети из дома приносят разнообразные поделки, сделанные совместно.

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.

Результатом моей работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей на 12%, конструктивных навыков на 16%.

Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы работы с дошкольниками по художественному конструированию. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Позитивные результаты моей работы указывают: дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявляли живой интерес к знаниям.

Среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить бумагопластику.

Бумага, как материал для творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы: закладки, подставки под карандаши и т.д.

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение, смятие не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества, будит интеллектуальную активность, учит планировать деятельность, вносить изменения в технологию и конструкцию изделий. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а главное безгранично творческим человеком.

Цель проводимой мною работы – развитие художественно – творческих способностей детей.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

I. Обучающие:

  1. способствовать познанию свойств материала, желание экспериментировать с ним;
  2. знакомство с основами композиции, формообразования, цветоведения.

II. Развивающие:

  1. развивать воображение, фантазию, изобретательность и художественное творчество;
  2. развитие ловкости движения рук, пальцев.

III. Воспитывающие:

1) воспитание аккуратности в работе, трудолюбия и старания.

Я начала работу по конструированию в средней группе, продолжила в старшей и подготовительной. Это происходило на занятиях по конструированию, также во время самостоятельной художественной деятельности. Детей увлекала эта работа и многие продолжали делать поделки дома вместе с родителями, самостоятельно.

Но были и определенные трудности на начальном этапе обучения. Многие дети боялись, что неправильно загнут бумагу, что работа где-то помялась. Не могли сложить, а потом разложить бумагу, если неправильно согнули.

В среднем дошкольном возрасте я провела подготовительную работу, которая включала в себя:

  1. знакомство с различными видами бумаги;
  2. выполнение упражнений, позволяющих изучить свойства бумаги;
  3. выполнение упражнений, позволяющих производить простейшие преобразования бумаги: сгибание, разгибание, смятие.

Освоили простейшие приемы работы с бумагой: аппликация из мятой бумаги, обрывная аппликация. Делали игрушки из полосок бумаги, на основе цилиндра, конуса, с помощью бумажной гармошки, ребристые игрушки.

Экспериментировали с бумагой. Проводила игры с геометрическими фигурами, используя современные методики: Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича, Дьеныша. Использовала комплекс дидактических игр по типу «Танграм».

Разработала систему игровых упражнений при складывании бумажных геометрических фигур. Знакомила с базовыми формами оригами, сопоставляя их с различными предметами. Закрепляла, полученные знания речевым материалом.

В старшем возрасте дети уже имели определенные навыки работы с бумагой. Здесь я уделила внимание технике оригами, так как это искусство таит в себе большие возможности для развития творческих способностей.

Японцы считают, что оригами несет душевное успокоение и физическое оздоровление. В этой стране данное искусство культивируется как выражение любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие считается лучшим подарком.

В оригами хорошо сочетаются моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере), быстрый результат и творчество. Все модели легко изменить.

Я начала работу по конструированию в средней группе, продолжила в старшей. Это происходило на занятиях по ИЗО деятельности, а также вовремя СХД. Детей увлекала эта работа и многие продолжали делать поделки дома вместе с родителями, самостоятельно. Но были и определенные трудности на начальном этапе обучения. Многие дети боялись, что неправильно загнут бумагу, что работа где-то помялась. Не могли сложить, а потом разложить бумагу, если неправильно согнули, тяжело усваивали пооперационные карты.

Со временем их настолько увлекла эта работа, что стали самостоятельно делать поделки, просили показать новые образцы. Детям стали нравиться работы по конструированию, они стали придумывать свои истории, героями которых становились поделки из бумаги. Сначала с помощью воспитателя, а потом самостоятельно стали разыгрывать театрализованные представления. Причем использовали поделки в стиле оригами разного содержания. Многие работы подтолкнули детей на практическую деятельность/самолет -летит, кораблик -плывет/. Дети начали самостоятельно экспериментировать.

Особый интерес вызывало создание коллективных работ по оригами. Дети делились впечатлениями, помогали друг другу, играли. Восхищались сделанной вместе «большой работой».

В результате двухлетней работы хотелось бы отметить, что у детей обогатилось творческое мышление, воображение, положительное развитие получила мелкая моторика. Дети стали использовать оригами во многих играх.

Я советую использовать оригами не только на занятиях по конструированию, но и других /в виде физ. минуток, как часть занятия и вовремя СХД.

Оригами позволяет ребенку развиваться всесторонне. Во многом формируется эстетический вкус, коммуникативные возможности.

Секрет огромной популярности оригами прост -несложные приемы работы с бумагой, и фантазия позволяют сделать целый увлекательный, ни на что не похожий мир.

Основные педагогические условия, обеспечивающие реализацию системы моей работы:

  • Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом.
  • Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей.
  • Предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению.
  • Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности игрой, сочинением сказок и др. и включение его в широкий спектр событий детской жизни.

Система работы по художественному конструированию включает в себя:

  • цикл тематических занятий
  • комплекс дидактических игр

- работу с родителями.

Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по художественному конструированию, развитию творческих способностей дошкольников.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО КОНСТРУКТИРОВАНИЮ

  1. По временам года.
  2. По художественным произведениям.
  3. По праздникам.
  4. Тематические композиции.
  5. Плоские и объемные.
  6. Предметы, используемые в быту.
  7. Предметы, используемые для развития сюжетно-ролевых игр.
  8. Поделки для театрализованных представлений.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год