Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Пластилиновая радость» художественного направления
Поделки из пластилина
Автор: Вторая Елена Васильевна   
09.01.2023 00:32

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Пластилиновая радость» художественного направленияДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Пластилиновая радость» художественного направления

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30» г. Череповца

Возрастная категория: дети 3-4 года.

Разработала: Вторая Е.В.. Череповец 2022 г

Введение

I Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка

«Пластилиновая радость» — занятия, направленные на активизацию мыслительной и трудовой деятельности, на развитие мелкой моторики рук, любознательности и творческого потенциала, и совместное сотрудничество ребенка и взрослого.

Каждый ребенок обладает уникальным, присущим ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность развиваться, то способности ребенка проявятся и разовьются, тем самым, обогащая его новыми знаниями.

 

Скачать конспект

В процессе творчества дети учатся создавать вещи своими руками и руками педагога, познают загадки, радости и разочарования созидания, все это важные составляющие процесса обучения и развития. Каким бы не вышел шедевр, будь он просто ярким куском или экспонатом, достойным выставки, для ребенка это только результат, а не причина заниматься творчеством в первую очередь. Самая главная задача взрослого в этом возрасте поддерживать детский интерес.

Творческий процесс учит детей исследовать и умело обращаться со своим миром. Творческий процесс может стать возможностью переключить внимание ребенка, снять агрессию.

Творческий процесс – это настоящее чудо. Понаблюдайте за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствия, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

1. 1. Цели и задачи.

Цель программы: развивать индивидуальные творческие способности, и мелкую моторику детей младшего дошкольного возраста, интерес к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.

Задачи программы:

Обучающие:

-знакомить с новыми специальными технологиями работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

Развивающие:

- Способствовать развитию познавательной активности, речи, развитию творческого мышления, воображения, фантазии, пространственного представления и цветового восприятия.

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

- Воспитывать у обучающихся интерес к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.

- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус, любовь к прекрасному.

- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

1. 2. Принципы и подходы к формированию программы

При разработке и реализации программы учитывались следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности: постановка задач в логике

«от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

  • принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей

- принцип цикличности: построение содержания Программы с постепенным

усложнением и расширением;

  • принцип наглядности: широкое использование зрительных образов

постоянная опора на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью;

- принцип комфортности: атмосфера доброжелательности, вера в силы

ребёнка, создание для каждого ребёнка ситуации успеха.

1. 2. Характеристика особенностей развития детей 3-4 лет.

Изобразительная деятельность детей 3-4 лет продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей деятельности. В этом возрасте у детей продолжает развиваться и воображение. С одной стороны этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в лепке. В 3-4 года расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию изобразительных навыков и умений. В этом возрасте дети стремятся самостоятельно использовать некоторые способы лепки и украшать вылепленные изделия узорами и дополнительным материалом. У детей данного возраста при лепке предметов еще нарушаются пропорции, нет четкости в передаче формы, непрочно скрепляются части. Происходит это потому, что дети не владеют в нужной мере способами лепки. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Во время работы с пластилином ребенок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки. У детей этого возраста вызывает интерес лепка плоскостных фигурок, объемных (будто настоящих) фигурок и простых композиций, а также роспись вылепленных из пластилина игрушек.

Социально-эмоциональное развитие:

Самостоятельная лепка, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам.

Общая моторика, моторика рук:

Развитие моторики, зрительно – двигательной координации, совершенствованию движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук, которая влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.

Зрительно-моторная координация:

Ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Другими словами – это скоординированная работа системы «глаз-рука»: глаз видит – рука выполняет.

Восприятие, предметно-игровая деятельность:

Рассматривает картинки. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

Понимание речи:

Развитие кисти руки. Активизация в речи слов по лексической теме. Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине (большой – маленький) предметы. Воспитание желания и умения отражать простые предметы в лепке. Синхронизация движений обеих рук. Раскатывание формы круговыми движениями ладоней.

2. Планируемые результаты

и способы определения их результативности

  • Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.
  • Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.
  • Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.
  • Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.
  • Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.
  • Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
  • Получат навыки совместной работы.

Мониторинг проводится в начале учебного года по направлениям развития творческих способностей и мелкой моторики руки. Формы подведения итогов реализации программы – совместный мастер-класс для родителей и фотоотчет в вк, выставка творческих работ.

II. Содержательный раздел

2. 1. Перспективный план образовательной деятельности

Программа рассчитана на 33 занятия в год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Длительность занятия в соответствии с СанПиН:

3-4 лет -15-20 мин.

Организация занятий: Не мешать ребенку творить. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его. Поддерживать инициативу детей. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

2. 2. Способы направления поддержки детской инициативы

Для достижения поставленных целей программы предлагаются использование методов:

  • наглядный (прием показа способов деятельности, совместной деятельности)
  • практический (подбор пластилина по цвету)
  • словесный (объяснение, пояснение, совет, напоминание, поощрение)

-игровой (создание игровой ситуации, поиск необходимых вариативных способов воплощения идеи средством лепки, создание творческой атмосферы для наиболее полного раскрытия художественного образа.)

2. 3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

  • Организация ежемесячных фотоотчетов детских работ в группе вконтакте
  • Консультации для родителей по теме «Развитие мелкой моторики в творческой деятельности»

- Видео открытого занятия в группе в Вконтакте.

III Организационный раздел

3. 1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

  • Муз. центр
  • Электронные носители
  • Пластилин, картон
  • Иллюстрации, картинки, схемы
  • Игрушки

Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным решением задачи, развития мелкой моторики рук дошкольников. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы. Занятия в технике пластилинография помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение.

Чтобы работа в технике пластилинография была более эффективной воспитателю необходимо, прежде всего, заинтересовать детей, начинать работу следует постепенно от лёгкого к сложному. В процессе обучения пластилинографии не следует ставить перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. Организация работы в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Приемы и методы организации.

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Дидактический материал.

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ребёнка (трафареты, шаблоны и пр.);

таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

альбомы с образцами, фотографиями.

Техническое оснащение занятий.

Материалы, используемые в пластилинографии:

Пластилин (разных цветов);

Пластиковые дощечки для выполнения работ;

Стеки;

Картон (однотонный и цветной), плотный;

Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик;

Бросовый материал — для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, паетки, бусины и т.д.

3. 2. Годовой календарный учебный график

Работа по развитию творческих навыков строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Организованная образовательная деятельность (ООД) проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учетом требований СанПиН2. 4. 1. 2660-10.

Срок реализации программы: один учебный год (с 19 сентября 2022 по май 2023 г.)

Категория детей: воспитанники младшего возраста, дети группы №2.

Форма организации детей: подгрупповая

Режим занятий: 1 раз в неделю

Список используемой литературы:

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/ Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2006
  2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего возраста/ З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991
  3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду/ А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1997
  4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991
  5. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006
  6. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр/ М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. – СПб: КРИСТАЛЛ, 1997
  7. Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина/ Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2003
  8. Узорова О.В. Физкультурные минутки/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: Асрель – АСТ – Ермак, 2004
  9. Шорыгина Т.А. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи» / Т.А. Шорыгина. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год