Реализация программы «Воспитание правовой культуры», из опыта работы |
Правовая информация | |||
Автор: Заборонок Ольга Анатольевна | |||
08.11.2020 20:58 | |||
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК» «УСИНСК» КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНЛÖН АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДÖМÖН ВЕСЬКÖДЛАНIН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7» Г.УСИНСКА «ЧЕЛЯДЬÖС СÖВМÖДАН 7 №-А ВИДЗАНIН» ШКОЛАÖДЗ ВЕЛÖДАН УСИНСК КАРСА МУНИЦИПАЛЬНÖЙ СЬОМКУД УЧРЕЖДЕНИЕ Выступление на муниципальном конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике правонарушений, употребление спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними, работы с семьями СОП и «группы риска» (реализация программы «Воспитание правовой культуры», из опыта работы) Номинация: «Педагогическая находка» Авторы: О.А. Заборонок, воспитатель, общественный инспектор по защите прав детства Усинск, 2018
Слайд 1 Добрый день, уважаемые, коллеги! Слайд 2 «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас» Легуве (французский прозаик и драматург) Слайд 3 Дошкольная образовательная организация способна внести ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную и правовую культуру и большой вклад может внести в профилактику правонарушений, употребления спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними, работы с семьями СОП и «группы риска». Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом: он включает не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности. Работа ДОО по профилактике правонарушений, употребление спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними, работы с семьями СОП и «группы риска», а также по правовому воспитанию дошкольников осуществляется по трем направлениям:
- с детьми. Роль педагога дошкольного образовательного учреждения заключается не только в формировании у детей элементарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий их практического применения как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Слайд 4 В прошлом 2017 – 2018 учебном году в нашем детском саду реализовывался образовательный проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Маленький гражданин правового государства». Слайд 5 Необходимость создания образовательного проекта была и остается актуальна в силу повышения требований общества к нравственно-правовой культуре, социализации дошкольников в современных условиях. Реализация данного проекта в нашем детском саду позволила сделать следующие выводы:
- значительно повысилась роль ДОО в процессе формирования правовой культуры ребенка дошкольного возраста и их родителей - и, конечно, же, проект способствовал профилактике правонарушений, соблюдение и уважения к закону. Слайд 6 Для выявления уровня правовой культуры родителей детей, посещающих детский сад, было проведено анкетирование. (В анкете рассматривались такие вопросы как: Что такое правовое воспитание? Целесообразно ли, по вашему мнению, начинать правовое воспитание в детском саду? Кто, по вашему мнению, может осуществлять правовое воспитание детей в саду? Какие из ниже перечисленных прав являются правами ребенка? Какие из них вы считаете важными для развития ребенка и благополучия в семье? Готовы ли вы принимать участие в правовом воспитании детей нашего детского сада? Если да, то в какой форме?) Как и предполагалось, при не очень высоком уровне правовой культуры опрошенные родители в своем большинстве проявили заинтересованность в получении правовых знаний, в знакомстве с правовоспитательными технологиями. Из ответов родителей стало очевидно: правовое воспитание их детей необходимо. Родители хотят знать об участии ребенка в мероприятиях по правовому воспитанию; получать рекомендации, как заниматься с ребенком дома, какую литературу прочитать, консультаций по вопросам общения с ребенком, как научить ребенка умению говорить «нет». Слайд 7 На основании результатов анкет и мнения педагогов было принято решение продолжить работу ДОО в этом направлении. В марте 2018 года я принимала участие в вебинаре на тему: «Организация взаимодействия субъектов профилактики в рамках Федерального закона от 24. 06. 1999 № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В апреле 2018 года прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Обеспечение и защита прав и интересов несовершеннолетних». Проанализировав материально-технические и педагогические условия детского сада, было решено разработать и утвердить программу по правовому воспитанию. Такая программа у нас реализуется в этом учебном году. В учебный план ДОО в часть формируемой участниками образовательных отношений по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» введен предмет «Воспитание правовой культуры». Всего по учебному плану будет проведено 18 занятий. На данном этапе проводятся занятия с детьми старшего возраста. Одним из направлений правового воспитания данной программы является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:
- профилактику правонарушений, употребление спиртных напитков, работы с семьями СОП и «группы риска». Слайд 8 Цель программы: повышение уровня правовой культуры дошкольников, формирование правового самосознания, активной жизненной позиции, формирование законопослушного поведения граждан. Слайд 9-10 (с задачами программы Вы можете ознакомиться на слайде) Основные задачи программы:
- повышение правовой грамотности педагогов ДОО. Слайд 11 Актуальность программы подтверждается следующими её характеристиками:
- программа отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям). - программа формирует установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. В программе предусмотрено изучение таких тем как:
Проводя занятия с детьми, я пришла к выводу, что процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях и в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессивности у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров. Реализация программных целей и задач позволила: создать образовательное пространство в группах для повышения правовой компетентности родителей, вовлечь их в правовоспитательную среду и правового воспитания детей. Слайд 12 Мой опыт работы с детьми показал, что правовое воспитание в детском саду, профилактика правонарушений происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, что делает этот процесс личностно-значимым. На занятиях по правовому воспитанию дошкольников я использую такие виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач:
Наиболее перспективным, на мой взгляд, является проведение правовоспитательной работы с дошкольниками не столько на материалах о нарушении прав и установленных правил, сколько на положительных примерах, в отношении которых у детей возникает желание подражать. Ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на дошкольников в процессе правового воспитания является формирование у детей представления о человеческом достоинстве и праве каждого на уважение. Содержательная и методическая составляющие данной программы нацеливают на то, чтобы дошкольники из пассивных, бездеятельных наблюдателей превратились в активных участников познания социально-правовой жизни общества на собственном опыте в конкретных делах, поступках. Например, при проведении занятий:
Слайд 13 Проведенный нами промежуточный мониторинг (опрос детей «Права детей», беседа «Как поступить») доказывает, что при целенаправленной работе педагогического коллектива образовательной организации, взаимодействии с родителями, проведении специально разработанных мероприятий по ознакомлению с документами о правах детей и в целом по правовому воспитанию, процесс формирования правовых представлений у дошкольников эффективен, причем положительная динамика наблюдается не только у воспитанников, но и у педагогов и родителей. Проанализировав результаты работы, мы пришли к выводу, что проводимая работа способствует не только формированию элементов правовой грамотности у детей и родителей, но и эмоциональному сближению детей и родителей в результате совместной деятельности, развитию у детей социальной компетентности, коммуникативных навыков, умению решать поставленные задачи, способствует профилактике правонарушений, употребление спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств детьми, работы с семьями СОП и «группы риска». Слайд 14 Перспектива на будущее:
Слайд 15 Используемая литература: 1. Баракина А.А. Защита прав ребенка // Воспитатель ДОУ. 2007, №2 3. Богачева И.В., Гиненский С.И., Губанова С.И., Казаков А.П., Кузьменко Г.А. Мое отечество – Россия. – М.; Гном и Д, 2005 4. Григорьева Л.А. Защитим права ребенка // Воспитатель ДОУ, 2008, №11 5. Елезова Н.Ф. Я и мои права // Воспитатель ДОУ, 2009, №5 6. Зайцева Н.В. Знакомство дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка // Воспитатель ДОУ, 2010, №8 7. Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России. – М.; Скрипторий, 2007 8. Захарова Л.М., Сайфутдинова И.Р. Мир, в котором я живу, выпуск 1 – Ульяновск, УлГПУ, 2007 9. Кавардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Ребенок и право. – Ульяновск, УИПКПРО, 2005 10. Калинина Л.В. Правовое воспитание детей через взаимодействие с семьей // Воспитатель ДОУ, 2009, №3 12. Кривцова Е.В. Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей (семинар-практикум). // Управление ДОУ, 2009, №6 13. Майданкина Н.Ю., Кавардакова М.А. Теория и методика правового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: монография. – Ульяновск, УИПКПРО, 2005 14. Марадудина О. В. Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. В. Марадудина, И. И. Гончарова // Молодой ученый. — 2015. — №13 15. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2005 16. Осинкина О.Л., Гринченко Е.Н., Васюхина Т.И. Конспект занятия по правовому воспитанию старших дошкольников. // Дошкольная педагогика, 2011, №5 17. Пальмова Г.П. Дети и их права. // Воспитатель ДОУ, 2008, № 6 18. Плясова С.Н. Основы правового воспитания детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика, 2010, № 5 19. Правовое пространство ДОУ. // Управление ДОУ, -М, ТЦ СФЕРА, 2010, № 3 20. Прохорова С.А. Я имею право…// Воспитатель ДОУ, 2011, № 5 21. Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ. // Управление ДОУ, 2005, № 3 22. Третьякова Н.Б. План работы по правовому воспитанию и образованию дошкольников. // Управление ДОУ, 2006, №3 Источники Интернет
Анкета для родителей 1. Что такое правовое воспитание? (Выберите один ответ.) - Информирование детей о наиболее значимых законах, а также юридической ответственности за их нарушение. - Систематическое целенаправленное формирование у детей представлений о базовых моральных категориях и принципах, а также их влиянии на общество. - Целенаправленный планомерный процесс формирования у детей знаний, ценностных установок и ориентаций, навыков правомерного поведения. - Это система мероприятий (лекций, бесед, игр), включающих в себя информацию о правах и обязанностях, юридической ответственности, иных правовых понятиях, разработанная на основе знания возрастных и психологических особенностей детей. 2. Целесообразно ли, по вашему мнению, начинать правовое воспитание в детском саду? (Выберите один ответ.) - Да, с 3-х лет у детей можно формировать навыки нормативного поведения. - Нет, нормативное поведение начинает формироваться у детей только с 6-7 лет. - Возможно, но не у всех детей, т.к. это зависит от индивидуальных особенностей ребенка. - Возможно, но не в каждом детском саду, а в том, где существуют условия для организации правового воспитания. 3. Кто, по вашему мнению, может осуществлять правовое воспитание детей в саду? (Выберите один или несколько ответов.) - Воспитатель. - Методист. - Родители. - Работник правоохранительных органов (милиции, прокуратуры, суда). - Любой гражданин, подготовленный к организации и проведению правового воспитания. - Любой педагогический работник. 4. Какие из ниже перечисленных прав являются правами ребенка? (Выберите один или несколько ответов.) - Право на жизнь. - Право на собственность. - Право на уважение человеческого достоинства. - Право на труд. - Право на личную неприкосновенность. - Право на участие в делах государства. - Право быть гражданином. - Право на выбор имени. - Право на выражение собственного мнения. - Право на достойные условия проживания и обучения. - Право на посещение образовательного учреждения. - Право преимущественного выполнения требований ребенка. 5. Какие из них вы считаете важными для развития ребенка и благополучия в семье? (Выбрать не более трех.) - Право на жизнь. - Право на собственность. - Право на уважение человеческого достоинства. - Право на труд. - Право на личную неприкосновенность. - Право на участие в делах государства. - Право быть гражданином. - Право на выбор имени. - Право на выражение собственного мнения. - Право на достойные условия проживания и обучения. - Право на посещение образовательного учреждения. - Право преимущественного выполнения требований ребенка. 6. Готовы ли вы принимать участие в правовом воспитании детей нашего детского сада? - Да. - Нет. - Возможно, если будет дано конкретное поручение. - Нет, но могу порекомендовать специалиста и договориться с ним. 7. Если да, то в какой форме? - Проведение занятий. - Помощь воспитателю в проведении конкретного мероприятий. - Подготовка необходимых наглядных пособий. - Занятие с ребенком дома. - Другое (впишите).
|