Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Индивидуализация дошкольного образования в ходе организации и проведения Дня выбора в детском саду
Правовая информация
Автор: Келембет Екатерина Николаевна   
08.06.2021 20:12

Индивидуализация дошкольного образования в ходе организации и проведения Дня выбора в детском садуИндивидуализация дошкольного образования в ходе организации и проведения Дня выбора в детском саду

Келембет Е.Н., воспитатели МБДОУ №2 «Центр развития ребёнка «Солнышко», г. Мирный Архангельской области

Современное образование, в том числе и дошкольное, берет ориентир на индивидуализацию образования. Индивидуализация как один из ориентиров модернизации образования предполагает акцент на поддержке инициативы детей. Согласно пункту 1.4. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), одним из принципов дошкольного образования является «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности». В пункте 3.2. 5 ФГОС ДО обозначены виды деятельности (игровая, исследовательская, проектная, познавательная и т.д.), в которых нужно осуществлять поддержку детской инициативы.

Несмотря на поставленную задачу, остаются неоднозначными подходы к определению понятия «инициатива» и способов ее поддержки.

Отметим, что инициатива — это почин, побуждение к началу какого-нибудь дела, руководящая роль в каких-нибудь действиях, способность к самостоятельным, активным действиям.

 

Развитие инициативы происходит в деятельности. В современном образовательном процессе выделяют два источника деятельности детей:

  • инициатива взрослого, который организует совместную с ним деятельность или создает условия для их самостоятельной деятельности;
  • инициатива самих детей, самостоятельный выбор вида деятельности, ее содержания, партнёров и т.д.

Выбор первой деятельности зависит от целей и задач, решаемых педагогом, его знания возможностей той или иной деятельности, умения ее организовать. Выбор второй зависит от инициативы ребёнка, его интересов, желаний, возможностей и ограничивается только возможностями развивающей предметно-пространственной среды и правилами, которые устанавливает педагог.

Для поддержки инициативы воспитанников в МБДОУ № 2:

  • ведётся наблюдение за деятельностью детей и заполняются карты учёта интересов воспитанников (что им интересно, какими видами детской деятельности предпочитают заниматься, как проявляют активность в режиме дня — вид и форма организации деятельности, ее содержание, партнёры и т.д.);
  • создана развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая детскую инициативу (исходя из интересов воспитанников, их особенностей и возможностей);
  • организуются специфические виды детской деятельности, в рамках которых создаются ситуации стимулирующие детей выражать свои желания и действовать в соответствии со своими стремлениями и потребностями, а также привлекать к реализации замыслов сверстников;
  • используются разнообразные приемы и стимулирования и поддержки детской инициативы в организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей (занимательные и проблемные вопросы, загадки, ситуации «Я сам», «Помогите зайчику добраться..», «Помогите друг другу», индивидуальные поручения, картосхемы, алгоритмы и др.), в повседневной жизни создаются ситуации успеха, проблемные ситуации, стимулирующие активность и инициативу детей (эмоциональный комфорт, мотивирование «Надо передать книгу учителю-логопеду, кто желает», стимулирование «Я полагаю, что с этим поручением может справиться Ваня», поощрение и поддержка инициативы, передача ребёнку функции контроля и др.);
  • внедряются эффективные формы индивидуализации образования, поддержки инициативы воспитанников (карта желаний, ритуал утреннего планирования «Наши пожелания», «Что хотите узнать», групповой сбор «Утро радостных встреч», «Утренний кружочек», индивидуальные вставки детских инициатив «Играю, думаю, творю!», День выбора и др.).

Одной из эффективных и интересных форм индивидуализации образования, поддержки инициативы воспитанников, на наш взгляд, является День выбора.

Итак, День выбора в МБДОУ № 2 даёт возможность детям дошкольного возраста выбрать вид деятельности, отвечающий их актуальным потребностям, и сотрудничать с взрослыми и детьми в центрах активности, организованных в различных помещениях детского сада.

Цель: создать условия поддержки индивидуальности и инициативы воспитанников посредством свободного выбора дошкольниками видов детской деятельности в ходе организации и проведения Дня выбора в МБДОУ № 2.

Проведение Дня выбора предусмотрено годовым планированием образовательной работы. Как правило, организуется 1 раз в год, в январе месяце, в первой половине дня. В нём принимают участие воспитанники всех дошкольных групп (от 3-8 лет), все педагоги детского сада, а также привлекаются родители, в том числе и детей раннего возраста.

Процесс подготовки и проведения Дня выбора включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе:

  • определяются сроки проведения;
  • выбираются помещения детского сада, центры активности с различными видами детской деятельности;
  • распределяется ответственность между членами педагогического коллектива, родителями (кто организует выбор деятельности детьми, кто встречает детей в центре активности, кто сопровождает и т.д.);
  • уточняется содержание детской деятельности в центрах активности (какие задания будут предложены детям, способы организации, возможность выбора, побуждение к самостоятельной свободной деятельности и др.), итог дня (групповой сбор, круг, рефлексия);
  • оформляются изображения центров активности, карты, стенды, столы выбора детской деятельности в каждой возрастной группе;
  • рассказывается детям о том, что их ждёт в каждом их центров; предоставляется возможность самостоятельно выбрать центр активности – вид детской деятельности.

Основной этап – непосредственное проведение Дня выбора. В этот день, после звукового сигнала, дети самостоятельно выходят из группы и направляются в выбранный ими центр активности. Взрослые, педагоги и родители, в холлах детского сада смотрят за безопасностью, помогают, при необходимости, найти детям интересующий их центр. Далее дети имели возможность заниматься любимым и увлекательным делом, взаимодействовать с педагогами-специалистами, родителями, воспитателями из других групп и детьми разного возраста. Каждому ребёнку предоставляется право выбрать игру, задания, материалы, участников совместной деятельности и др. Заканчивается деятельность звуковым сигналом колокольчика, после которого дети возвращаются в свои группы. В течение дня проходят групповые сборы – обсуждения, в ходе которых дети делятся впечатлениями: отвечают на вопросы «Куда ходили?», «Чем занимались и с кем?», рассказывают о выбранном увлечении, охотно демонстрируют свои открытия, успехи, перечисляют имена новых детей и др. Педагоги интересуются у детей, что понравилось и не понравилось, что хотели бы изменить, а также изучают образовательные потребности воспитанников для дальнейшей работы.

На заключительном этапе подводятся итоги проделанной работы, оценивается организация дня, центров активности, вносятся коррективы, намечаются новые образовательные задачи. Педагоги, используя мультимедийную презентацию, представляют организацию и проведение Дня выбора в своей группе, центре активности, делятся впечатлениями, отмечают положительные и отрицательные моменты, обращают внимание на успехи и достижения детей. «По горячим следам» определяются общие рекомендации.

Следует отметить, что День выбора в МБДОУ № 2 реализуется три года. Первый год дети имели возможность выбора различных центров в рамках только своей группы. С прошлого года были задействованы все помещения детского сада, предназначенные для активности детей: спортивные и музыкальные залы, помещения изостудии, методический кабинет, помещения всех возрастных групп, в том числе и раннего возраста. Дети младшего дошкольного возраста решали, какой деятельностью желают заняться из 8 центров (конструирования, речи, музыки, творчества, экспериментирования, сюжетно-ролевых, интеллектуальных и подвижных игр), дети старшего дошкольного возраста – из 10 (познания, конструирования, речи, музыки, творчества (рисование и аппликация), экспериментирования, сюжетно-ролевых, интеллектуальных и подвижных игр). В этом году, кроме вышеперечисленных центров, старшие дошкольники выбрали новый 11 центр – центр театра.

Опыт показал, благодаря Дню выбора у дошкольников появилась возможность осуществить выбор без помощи взрослых, проявить самостоятельность в новых, непривычных условиях, многому научиться, пообщаться с детьми разного возраста, получить опыт взаимодействия с незнакомыми взрослыми (родители и педагоги из других групп), что положительно сказывается на развитии качеств личности детей (активности, инициативности, самостоятельности, способности к выбору и др.), их социализации. Педагоги сделали ещё один шаг к осознанию необходимости индивидуализации образовательного процесса, поддержки и развития детской инициативы.

Список информационных источников

  1. Микерина А.С. Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста// Детский сад: теория и практика. 2016. №6 (66). С.54-61.
  2. Полякова, М.Н. Предоставление ребенку разнообразных выборов в условиях дошкольного образовательного учреждения// Детский сад от А до Я. 2016. №2. С. 36-43.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. Толковый словарь русского языка/Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Астрель; АСТ, 2000.
  5. Удова, О.В., Чапчикова, О.И. Особенности поддержки инициативы дошкольников в специфических видах детской деятельности// Детский сад: теория и практика. 2016. №6 (66). С.44-53.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год