Беседа с элементами презентацией «Каждый человек имеет право на имя» |
Правовая информация | |||
Автор: Афанасьева Валентина Геннадьевна | |||
13.01.2023 01:29 | |||
Беседа с элементами презентацией «Каждый человек имеет право на имя» Цель: Познакомить детей о правах ребенка, довести до сознания, что каждый человек имеет право на имя. Задачи:
Оборудование: компьютер для показа презентации, Документ — свидетельство о рождении,
Каждый ребёнок право имеет Лечиться в больнице, если болеет, Право на питание, на образование, Право на внимание, на место проживания, Право имеет на имя красивое, На радость, на счастье, на детство счастливое. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у нас у всех есть определенные права. Все правила для записаны в книге, которая называется Конституцией Российской Федерации. Это – основной закон нашей страны. В этой книге записаны права и обязанности граждан: права на труд, отдых, образование, охрану здоровья; запрещение детского труда и др. Так же права детей записаны в Конвенции о правах ребенка. Наша земля очень большая, на ней живут различные народности, более 200 наций. Все люди похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди все разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим. Дети, как вы думаете, чем отличаются люди? Ответы детей: (Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.) Воспитатель: Но у каждого человека есть, то чем он отличается от других. Я загадаю загадку, а вы догадайтесь, о чём она. Нас не было – оно было, Нас не будет – оно будет, Никто ни у кого его не видел, А у всех оно есть. И у мамы есть, и у папы есть, У дочки есть, у внучки есть, Чтобы его узнать, Надо вслух назвать. (Имя.) Воспитатель: Правильно, ребята, это имя. Что же это такое – имя? Это особенное слово — собственное название каждого человека. И сегодня мы с вами поговорим о праве на имя. Я хочу показать вам документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку и называется — свидетельство о рождении, в котором записаны фамилия, имя, отчество ребенка и его родителей. Имя есть у каждого ребенка. Воспитатель: Может ли человек жить без имени? Ответы детей: (Нет.) Воспитатель: Почему? Ответы детей. Воспитатель: Правильно. Первое, что спрашивают, когда вы знакомитесь с кем-то или приходите первый раз куда-то — это имя. Ваше имя записывают в детском саду, больнице, школе, кружках, секциях и других местах. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени. Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени. Воспитатель: Как вы думаете, кто придумывает имена? Ответы детей: (Мамы и папы, бабушки, дедушки и т.д). Воспитатель: Я хочу вам рассказать как в давние времена на Руси, люди давали своим детям имена По каким принципам давали имена Древние славяне детям имена. Их называли именами, которые могли уберечь от болезни, хищного зверя, принести счастье. Некоторые племена нарекали младшее поколение двумя прозвищами: одно сообщалось всем, второе, личное — хранилось в тайне. Это делали для того, чтобы защитить ребенка от злых духов. Древнеславянские имена, дошедшие до наших дней, можно угадать интуитивно. Они похожи на добрые пожелания, несут в себе позитивное начало. (Слайд №2) Позже на Руси был ономастикон. Это список имен, даваемых новорождённому при его крещении. Выбиралось имя по святцам, и делал это сам священник. Сегодня такие имена называются календарными, потому что для их выбора используются церковные календари. В списках были только имена святых, поэтому, появившись на свет, ребенок вместе с именем получал и покровителя небесного. (Слайд №3) Уменьшительные имена были распространены на Руси. Обычно они произносились уничижительный тоном, потому присваивались государственным преступникам. Если человек обращался в вышестоящую инстанцию, то он должен был назвать себя именно уменьшительным именем, например, «обращаюсь к тебе я, Васька, царский холоп». Сегодня уменьшительные имена могут выражать совершенно другие эмоции, например любовь или умиление. Хотя, некоторые понятия старины все же сохранились. (слайд №4) Вряд ли уважаемого и солидного человека назовут Петька, скорее всего его имя будет произнесено как Петр или, в крайнем случае, Петя. Воспитатель: На Руси в семьях всегда много было детей. И если долго ждали ребенка, и когда, наконец, появился наследник — называли Жданом. Родился второй ребёнок в семье, и его закономерно называли Вторак. Если малыш был весёлый, шумный, игривый — почему бы не назвать его Забава или Шумело. Во время рождения малыша на улице трещал мороз – вот и имечко есть, Мороз. Часто использовались название месяцев, например Травень, а это ничто иное, как май на древнеславянском. (Слайд №5) Имя передавалась от старшего поколения к младшему, если дед умирал, то его имя не должно была пропасть, его присваивали новорожденному внуку. (Слайд №6) Воспитатель: Давайте свами поиграем Игра «Узнай меня» Дети становятся в круг, а Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас! Ребята останавливаются, Водяной встаёт, подходит к игроку, ощупывает его и называет имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чьё имя отгадано становится Водяным. (слайд №7) Воспитатель: Как появились первые современные имена. После революции 1917 года влияние религии ослабло. Каждый мог придумать имя и дать его ребенку. Началось нашествие новых имен: Октябрина, Владлен, Ниннель, Трудомир, Вил и других чудных прозвищ. В 30-х годах сказалась «технизация», в моду вошли Турбина, Атом, Электрон. Позже в обществе появилось тяготение к именам иностранного происхождения: Артур, Эдуард, Элеонора. в противовес этим новациям, родители начали давать детям древние, исконно славянские имена. (слайд№ 8) Загадывание литературной загадки К. Чуковского: Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка Захотели сладкого сахарного пряничка. Бабушка по улице старенькая шла, Девочкам по денежке бабушка дала. Марьюшке — копеечку, Марусеньке — копеечку, Машеньке — копеечку, Манечке — копеечку, - Вот какая добрая бабушка была! Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка Побежали в лавочку и купили пряничка. И Кондрат задумался, глядя из угла: Много ли копеечек бабушка дала? Ответы детей. (Правильный ответ — бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка — одна и та же девочка). (слайд№9) Хочу познакомить вас, что обозначают ваши имена: (слайд№10) Воспитатель. Можно ли искажать имя? Или давать обидные прозвища? (нет) Как вы думаете, почему? Подвести к выводу, что у каждого ребенка есть свое имя и обидное изменение этого имени будет нарушением права. - У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребятки, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
Литература:
Источник: https: //kulturologia. ru/blogs/080118/37349/ https: //mama66. ru/journal/pokrovitelstvo-i-zashhita-kak-nashi-predki-davali-detyam-imena-na-rusi https: //imenika. ru/name/s/
|