Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»
Развитие речи у детей
Автор: Кириченко Елена Александровна   
13.02.2017 01:04

Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»

В современных условиях особо актуальны темы развития речи и экологического воспитания. Именно поэтому я решила реализовать краткосрочный проект на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания».

Свою работу по развитию речи детей посредством экологического воспитания я начала с сентября 2016 г.

Меня мотивировало то, что заметила, что речь детей односложная, состоящая лишь из простых предложений; недостаточный словарный запас, скудная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, плохая дикция.

Поэтому в своей работе по развитию речи детей я выделила несколько моментов:

  • обогащение и активизация словаря;
  • развитие диалогической речи;
  • развитие монологической речи;
  • индивидуальная работа с детьми.

Обогащение и активизация словаря.

Прежде чем говорить о путях развития связной речи детей на основе ознакомления с природой, я остановилась на работе по обогащению и активизации их словаря.

Скачать конспект

В этой работе обратила внимание на следующее:

  • отбор необходимого словарного материала;
  • правильность собственной речи;
  • создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.

Готовясь к проведению наблюдения, прогулки, намечаю для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяю приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговариваю и затем повторяю с детьми, причем акцентирую внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения неоднократно повторяю новое слово и стараюсь так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляю в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. Учу детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией.

Например, дети при рассматривании шмеля обратили внимание, что на нем полоски черные и желтые – ввожу в словарь детей слово полосатый. Затем закрепляем слово, вспоминая других полосатых животных – тигр, зебра.

Диалогическую речь детей развиваю при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности.

В беседах о природе я использую в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Во время первых бесед по новому для детей материалу предлагаю детям повторять мой речевой образец. Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно». Предлагаю им свою фразу, где есть связь явлений, и прошу повторить ее: «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно», «Вода от холода замерзает, и река покрывается льдом». Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления.

Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, начинаю беседу рассказом из собственных наблюдений, а в процессе ее использую загадки, речевые логические задачи. Решение таких задач не вызывает у ребят затруднений. Также часть беседы посвящаю пословицам и поговорка о данном времени года, предмете или явлении природы.

Рассматривание картин также помогает развивать речь детей. В первую очередь рассматриваю не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. Использую несложные сюжетные картины, написанные без излишней детализации и стилизации, они стимулируют развитие речи детей.

Также учу инсценировать и драматизировать сказки, так друг для друга дошкольники показывают зараннее подготовленные сказки экологического содержания, например, «Без друзей не прожить», «Мешок яблок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Под грибком» и другие.

В процессе драматизации сказок незаметно для детей активизируется и словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Развитие монологической речи

Работу по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой строю как обучение их следующим видам рассказов:

  • сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе ( «Как мы собирали снег», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»)
  • сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин ( «Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»)
  • описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года ( «Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью»), и описание пейзажной картины
  • описательный рассказ о сезоне в целом ( «Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»)
  • описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы ( «Ромашка», «Ветка сирени», «Осенний букет»)

Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному».

В своей работе использую различные методы:

  • наглядный (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций),
  • словесный (беседы, чтение художественной литературы),
  • практический (экологические игры, игры-драматизации, инсценировки, опыты, труд в природе).

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю дидактическим эколого-речевым играм:

  • «Нужно – не нужно»
  • «Съедобное – несъедобное»
  • «Кто, где живёт?»
  • «Отгадай, что за растение»
  • «Узнай на вкус»
  • «Подбери листок»
  • «Что за птица?»
  • «Узнай по голосу животного»
  • «Угадай, про кого расскажу»
  • «Что сначала, что потом»
  • «Что опасно для природы»
  • «Угадай, что в мешочке»
  • «Когда это бывает?»
  • «Чей хвост?»
  • «С какой ветки детки?»

Кроме того создана картотека гербария самых разнообразных растений.

С помощью дидактических игр экологического содержания закрепляю представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи.

Для правильной дикции и четкого произношения, разучиваю с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки, так же широко использую пальчиковые игры и игры имитации, которые являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. При заучивании стихотворений использую магнитный театр, настольный театр, схемы с символами к новому стихотворению, так как считаю, что они совершенствуют звуковую культуру речи, развивают память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству.

В своей работе использую приёмы: словесные, наглядные, игровые, практические.

А вот метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Использование символической аналогии (схемы) облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приёмы наглядного моделирования:

  • Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.
  • Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.
  • Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине. Замещение основывается на каком – либо различие между предметами, их признаками.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.

Рекомандации для воспитателей «Речевое развитие дошкольников в процессе экологического воспитания»

Вторая младшая группа (3-4 года)

  • Закрепить представление у детей о домашних животных: козе, корове, собаке, кошке (название, особенности внешнего вида, способы передвижения, издаваемые звуки, название детёнышей).
  • Закрепить понятие об овощах (картофель, капуста, морковь, горох и др.); умение использовать в речи обобщающие слова.
  • Формировать понимание того, что человек создаёт необходимые условия, заботится (кормит, ухаживает), животные приносят пользу человеку (дают молоко, сторожат дом, дают шерсть

Необходимо предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, модели животных, наборы предметов (камешки, ракушки, желуди) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.

Необходимо развивать у детей умения:

  • различать и называть существенные детали и части объектов природы, местоположение.
  • понимать обобщающие слова (овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
  • слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
  • согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около), употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята) форму множественного числа существительных в родительном падеже (груш, слив).
  • получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами ( «Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
  • вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
  • драматизировать отрывки из знакомых сказок.

Средняя группа (4-5 лет)

Необходимо развивать:

  • умения диалогической речи: охотно вступать в речевое общение с окружающими; задавать вопросы, отвечать на вопросы; слушать ответы товарищей; участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая собеседника; в разговорном общении пользоваться (с помощью воспитателя) разными типами предложений в зависимости от характера поставленного вопроса;
  • умения монологической речи: составлять короткие (в 5-6 предложений) описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта; пересказывать литературные произведения; воспроизводить текст по иллюстрациям; сочинять повествовательные рассказы, используя игрушки, картины; составлять описательные загадки и загадки со сравнением;
  • использовать названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух); некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание растений, сервировка стола и др.);
  • использовать слова, обозначающие части предметов, живые организмы, жизненные явления, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. п., явлений (холодно, мокро, солнечно и др.);
  • слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей
  • свободно пользоваться простыми предложениями (полными, распространенными, с однородными членами и др.);
  • для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей употреблять сложноподчиненные предложения;
  • правильно использовать суффиксы и приставки при словообразовании для выражения отношений между объектами;
  • самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания.
  • говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы;
  • учиться эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.

Старшая группа (5-6 лет)

Расширять представления детей о многообразии окружающего мира, использовать мини-коллекции иллюстрированные книги, открытки, фотографии с изображениями природы. Учить детей решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Нужно расширять и уточнять знания детей об окружающем. Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания;

–Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый – снег, сахар, мел), слов со сходным значением (пасмурно, хмуро), с противоположным значением (, пасмурно – солнечно).

  • Отрабатывать интонационную выразительность речи.
  • Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка – зеленое брюшко;
  • Знакомить с разными способами образования слов (лесник, косопятый).
  • Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица—медвежонок—медвежья).
  • Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
  • Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  • Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
  • Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
  • Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

  • Совершенствовать речь как средство общения.
  • Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
  • Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений.
  • Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.
  • Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
  • Помогать усваивать выразительные средства языка.
  • Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
  • Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
  • Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
  • Способствовать развитию речевого творчества.
  • Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что если, если бы)
  • Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
  • Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
  • Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему; пробовать составлять простые небылицы и загадки.

В заключении хочется сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от меня огромных знаний, умений, усилий, терпения. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей. Работу в этом направление буду продолжать.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год