Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие диалогической речи в режимных моментах
Развитие речи у детей
Автор: Панкратова Галина Николаевна   
07.06.2015 12:06

Развитие диалогической речи в режимных моментахРазвитие диалогической речи в режимных моментах

Панкратова Галина Николаевна Тараданчик Елена Васильевна г. Тольятти, АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 198

Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является средством регуляции высших психических функций. В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному обучению. Таким образом, речь является основной коммуникативной функцией.

В соответствии с требованиями ФГТ содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладение конструктивными способами и средствами взаимодействиями с окружающими людьми. Одной из задач этой области является развитие связанной речи – диалогической и монологической формах в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 

Ещё Л.С. Выготский писал: «Развитие устной речи, вероятно самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения типичных рефлексов.

Развитие речи, представляет прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребёнка в основе его культурного опыта».

Нарушение речевого развития и наличие трудностей в общении – является особенностью у детей с ЗПР. Поэтому, в группе педагоги групп поставили цель: создание условий для развития диалогического общения в коммуникативном взаимодействии детей. Что такое диалог? Диалог – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственно живого общения.

Диалог – разговор, беседа – являющаяся основной формой речевого общения ребёнка со взрослыми и своими сверстниками.

Формирование способов диалогического общения в детском саду протекает в двух формах:

  1. Это в свободном речевом общении (в режимных моментах, в игре, на прогулке) т.е. формирование опыта взаимодействий в различных искусственно созданных и реальных ситуациях.
  2. Формирование диалогического общения в различных образовательных областях.

В книге А.Г. Арушиной «Истоки диалога» — одним из важных способов развития диалога являются игры и игровые приёмы. Особую роль, в развитии диалогического общения играет коммуникативная мотивированность действий, высказываний детей. Включая побудительный мотив предлагаем рассказать утром о том, на каком транспорте приехали в детский сад и с кем, например: «Ты приехал на автобусе?»«Нет, на газели».

-А газель белая?

- Жёлтая.

- Народу было много в газели?

- А место находилось у окна?

- Да.

- А что ты видел, в окне?

Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развёрнутого высказывания (аллипсы и ализии), наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипических конструкций разговорного стиля (речевые штампы). Простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания Что очень важно для детей с ограниченными возможностями, т.к. приходиться многократно повторятся, чтобы некоторые формы ответов вошли в активную речь. При умывании, побуждая на разговор, используем потешки, это даёт положительный результат (когда самостоятельно умываются).

Организуя сюжетно-ролевые игры, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу вступают в разнообразные реальные взаимоотношения – также развивается диалогическая речь детей. В играх с куклами дети проявляют самостоятельность, больше говорят, обращаясь к партнёру по игре.

Если педагог участвует в игре, дети включаются в импровизированные ролевые диалоги и по ходу вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Очень важно ненавязчиво, деликатно исправлять аграмматизмы, например: «Я пошёл в магазина». «Ты же девочка – мама, значит надо сказать пошла».

Каждая непосредственная образовательная деятельность, даже такая, как второй завтрак – создаёт среду для развития диалога. Например: приглашение в бар на сок.

- Здравствуйте, продайте пожалуйста, два бокала сока.

- У нас остался только яблочный.

- Хорошо. Два бокала яблочного сока.

-А для кого второй бокал?

- Для моего друга.

Для развития общения со сверстниками это очень интересная форма. Педагог включается тактично помогая в диалоге.

Большое положительное влияние на развитие диалогического общения оказывают дидактические игры с правилами. Правила побуждают слушать и слышать партнёра, задавать ему вопросы, аргументировать, отвечать на вопросы собеседника. Совершенствование диалогической речи происходит и в подвижных, народных играх, которые строятся как игра драматизация по готовому сюжету. Например: «Гуси-гуси», «Краски», «Садовник», «Купи слона».

Закрепление диалогического общения происходит в словесных играх: «У меня зазвонил телефон», «Интервью», «Телевидение», «Звонок в поликлинику». Дети любят игры, побуждающие к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов, театральные и режиссёрские игры с придуманными сюжетами. например:"большой — маленький", "Похож-непохож","Какой формы?".

Прогулка, наблюдение также способствует развитию диалогического общения. например: "Почему сегодня холодно?"

- Потому что мороз и сильный ветер?

- Деревья качаются.

- А ещё, что говорит о ветряной погоде? и т.д.

Трудовая активность продолжает развивать диалог.

- Зачем ты взял лейку с водой?

-Хочу полить колеус.

- А рыхлитель для чего нужен?

- Рыхлить землю в горшочках.

Важную роль в развитии и закреплении диалогического общения играет взаимодействие с родителями, цель которого формирование преемственности ДОУ и семьи, объединение усилий взрослых для успешного речевого развития, для пополнения и развития предметно-развивающей среды.

В результате систематической, последовательной, кропотливой работы будут достигнуты результаты, дети смогут пользоваться диалогической речью, для того перейти к монологической.

Литература:

  • Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. — М. Мозаика- Синтез, 2005
  • Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития. -м: СПб, 1995
  • Глухов В. П. Методика формирования связанной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М-1996
  • Ефиминко Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М. "Просвещение", 1981
  • Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарёв В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста, М-1977
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год