Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Животные Севера».
Развитие речи у детей
Автор: Яныгина Светлана Юрьевна, Иванова Анна Николаевна   
10.08.2021 16:02

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Животные Севера».Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Животные Севера».

Цель: развивать связную монологическую речь через составление описательного рассказа, отражающего коллективный опыт детей.

Задачи:

  1. Познакомить детей с животными Севера: оленем, полярным волком, песцом, горностаем, зайцем-беляком. Активизировать, расширять предметный словарь (названия животных, их детенышей, понятия — стая, стадо, лишайники); глагольный словарь: действия животных (питаются, охотятся, прячутся, спасаются и др.); словарь признаков: хищные, травоядные. Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные: заячья, оленья, волчья и др., названия детенышей животных: волчонок, олененок, зайчонок и др. Закреплять умение составлять распространенное предложение, подбирать к предмету слова – признаки (благородный, спокойный, бесстрашный и др.). Закреплять навык составления описательного рассказа о животных Севера по схеме.
  2. Развивать познавательную активность, зрительное, слуховое внимание, память.
  3. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать, сострадать.

Демонстрационный материал: презентации: «Оленья упряжка», «Животные Севера», мяч, презентация «Схема описательного рассказа».

 

Скачать конспект

Раздаточный материал: индивидуальные перфокарты «Кто, чем питается», символы слов-прилагательных, Наборное полотно с изображением животных, их детенышей (презентация «Животные Севера, их детеныши»).

Предварительная работа: чтение рассказов о животных Севера, знакомство со схемой рассказа в темах: «Животные жарких стран», «Дикие животные», рассматривание иллюстраций, картин.

Дополнительный материал: статьи про горностая, песца.

Ход занятия.

 

 

Этапы занятия.

Деятельность педагога

Деятельность детей.

  1. Организационный момент.

Кинесиологическое упражнение «Слон»:

И.п.: ноги на ширине плеч, правая рука вытянута вперед, левая рука свободно опущена вниз, голова опущена на правое плечо, вытянутым указательным пальцем рисовать восьмерки. Глаза следят за движением пальца (5 сек). Поменять руки, выполнить упражнение левой рукой.

Педагог:

- В каких странах живут слоны? А мы с вами отправимся на Север и познакомимся с животными, которые там обитают.

Дети выполняют упражнение

  1. Основная часть.
 
   
  1. 1.Введение в тему.

Педагог:

- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по северному краю. Как вы думаете, на чем можно передвигаться в зимнем лесу, в тундре, где очень много снега? (презентация «Оленья упряжка»). Представьте себе, что мы сели в оленью упряжку и поехали.


  1. 2.Психогимнастика «Северный ветер»

Педагог:

- Представьте, что колючий, северный ветер дует нам в лицо – зажмурьтесь, напрягитесь, а теперь олени двигаются медленно, ветер утих – мы согрелись. Откройте глаза, расслабьтесь.

  1. 3.Беседа по теме.

Педагог:

- Сегодня мы побываем в арктической тундре и познакомимся с некоторыми животными, которые здесь обитают (презентация «Животные Севера»). Педагог   показывает и называет животных.

Северный олень - он спокойно ходит по глубокому снегу на своих широких копытах, опушенных шерстью. Каждый год северный олень сбрасывает старые рога, а на их месте вырастают новые. Питаются олени лишайниками, это арктические растения. Они травоядные животные. Держатся олени, как правило, стадами, стадо – это большая группа оленей. Как называются детеныши оленя?

Полярный волк – он питается в основном северными оленями, мелкими грызунами и является хищным животным. Волки живут стаями. Стая – это группа волков, которые живут вместе. Охотятся на оленей волки тоже стаей. Как называется жилище волка? Как называются детеныши волка?

Горностай – не смотря на свой небольшой размер, этот зверек так же является хищником, питается он птицами и небольшими зверьками – мышами, леммингами, а так же он питается черникой, брусникой можжевеловыми ягодами. Горностай, как и заяц, зимой меняет цвет шерсти – летом он серый или бурый, а зимой белый. Как вы думаете почему? Как называется жилище горностая? (нора)

Песец - этот зверь крупнее горностая и тоже хищник. Питается он зайцами, горностаями, птицами и любыми мелкими животными. Так же, как горностай, песец зимой одевается в белую шубку. Очень интересно охотится песец. Он вынюхивает мелких зверьков, прячущихся в норах, затем встает на задние лапы и всем своим весом падает на передние лапы и пробивает слой снега над норой. Как называются детеныши песца?

Заяц-беляк – так же обитает в арктической тундре, это травоядное животное, питается он травой, веточками, корой. Как называются детеныши зайца?

- Каких еще животных, живущих на Севере, вы знаете? На какие две группы можно распределить этих животных? Объясните почему.

  1. 4.Динамическая пауза – игра с мячом «Чей хвост, чьи лапы».

Педагог бросает ребенку мяч, спрашивает:

- У оленя рога чьи? – Оленьи

- У волка шерсть чья? – Волчья.

- У песца хвост чей? – Песцовый.

- У зайца лапы чьи? – Заячьи.

- У горностая мех чей? - Горностаевый

- У оленя копыта чьи? – Оленьи.


  1. 5.Работа по индивидуальным перфокартам в игре « Кто, чем питается» ( перфокарты «Кто чем питается»)

Перед каждым ребенком перфокарта, на которой изображены северные животные и то чем они питаются (мясо, трава).

Педагог:

- Проведите линию от животного к той пище, которой он питается. Составьте предложение по картинке.

  1. 6.Физкультурная минутка «Олень»

Вот олень – красавец стройный,                          

Благородный и спокойный.

У него рога ветвисты,                                            

Ноги тонки, ноги быстры.            

  1. 7.Игра «Найди детеныша» (презентация «Животные Севера, их детеныши»).

Каждый ребенок получает картинку с изображением северного животного. Педагог дает инструкцию назвать животное, найти и назвать его детеныша, поставить картинку в наборное полотно, составить предложение: «Это заяц, его детеныши называются зайчата».

  1. 8.Игра «Подбери признаки»

Педагог называет и показывает картинку   животного (презентация «Животные Севера»),

- Олень, какой?

За каждый ответ ребенок получает символ слова – признака.                        В конце игры подводится итог – победил тот, у кого наибольшее количество фишек-символов.


  1. 9.Составление описания животного по схеме (презентация «Схема описательного рассказа»).

Педагог показывает детям схему, напоминает, что по ней составляли описательный рассказ о диких животных средней полосы и о животных жарких стран. Предлагает составить рассказ по схеме про животных, с которыми сегодня познакомились.

  • Название животного
  • Где обитает,   как называется жилище
  • Из каких частей состоит (описание внешнего вида)
  • Чем питается
  • Как называются детеныши

10. Рассматривание оленьих рогов                                                                        

Дети предлагают варианты ответов: «на оленях, на собаках» и т.д., имитируют движения.

Дети выполняют упражнение в соответствии с инструкциями педагога.

Дети слушают педагога, называют животных, их детенышей, отвечают на вопросы педагога, закрепляют понятия «хищные, травоядные».

Дети ловят мяч, образуют притяжательное прилагательное (оленьи, волчьи и т.д.), при ответе кидают мяч педагогу.

Дети проводят линию от животного к пище, составляют предложения: «Это олень, он питается лишайниками, он травоядное животное» и т.д.

Дети ходят с высоким поднятием ног.

Слегка согнутые в локтях руки поднимают над головой, кисти с раскрытыми пальцами разворачиваютладонями в стороны

Бегут с высоким подъемом ног.

Дети называют животное на картинке, находят детеныша на наборном полотне, вставляют картинку с животным рядом с найденным детенышем, составляют предложение.

Дети подбирают слова-признаки: «Северный, выносливый, крепкий, большой, испуганный т.д.».

Дети составляют предложения по каждому элементу схемы, затем по цепочке составляют описательный рассказ.

III Подведение итогов.

Педагог:

- Где мы побывали?

- С какими животными познакомились?

- О ком составляли описательный рассказ?

- Что вам понравилось?

Дети отвечают, что они познакомились с животными Севера, составляли про них рассказ.

Воспитатели МКОУ «Саныяхтахская СОШ» с Саныяхтах, Олекминского района, РС(Я)

Яныгина Светлана Юрьевна, Иванова Анна Николаевна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год