Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.
Развитие речи у детей
Автор: Копыл Ирина Викторовна   
17.04.2016 22:33

Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.

Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребёнком эмоционального состояния других людей зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. Психологи считают, что перевод конкретно-чувственного понимания эмоциональных состояний на уровень осмысления возможен лишь при условии точной и полной их вербализации. Для диагностики и коррекции эмоционального развития детей наряду с другими параметрам эмоциональной характеристики важным является уровень передачи эмоционального состояния (своего и чужого) в речевом плане.

 

Важно отметить, что к 6-7 годам дети способны оценить не только внешние, но и внутренние качества литературных героев и персонажей детских книг и сказок. Однако, выразить своё отношение к внутренним качествам ребёнку гораздо труднее, чем к внешним. Дошкольнику легко отметить аккуратность, послушание, вежливость или проказливость героя и трудно рассказать о том, что он чувствует, о чём думает и почему поступает, так или иначе. При согласованности в общении. В детских контактах умение согласовывать мысли, чувства, действия делает сотрудничество устойчивым и радостным. Оно позволяет научить ребёнка конструктивным способам поведения, сделать этом эмоциональное отношение, собственное самочувствие опережают способность понять чувства других людей.

В некоторых случаях у детей можно наблюдать алекситимию. Это специфическое нарушение, которое состоит в неспособности выразить словами, рассказать о собственных эмоциональных переживаниях, а также в неумении распознавать и учитывать чувства других людей. У таких детей внутренние ощущения не дифференцированы, они не могут сказать ни о своём настроении, ни о самочувствии, ни о тех мотивах, которыми руководствуются в действиях. Общение со сверстниками для таких детей — тяжёлое испытание, часто они, не умея постоять за себя, становятся жертвами агрессии.

Способность выразить словом тонкие и сложные чувства, понять другого, выразить своё отношение к происходящему- основа для развития компетентным в межличностных отношениях. Специальное коррекционное обучение в этой области может стать важным и необходимым условием для развития процесса коммуникации детей.

Определены следующие направления работы:

  • развитие чувства эмпатии, сочувствия, сопереживания;
  • активизация эмоциональной лексики и введение в диалогическую и монологическую речь;
  • обогащение событийной стороны игры путём анализа чувств и эмоциональных переживаний участников с использованием широкого спектра эмоциональной лексики.

Цель первого этапа – активизация эмоциональной лексики в процессе в формирования диалогической у детей с ОНР (3 уровень) старшего дошкольного возраста.

Работа по формированию диалогической речи у дошкольников с речевой патологией происходит на основе проведения индивидуальных и общих бесед по поводу прочитанных книг, просмотренных кинофильмов (мультфильмов), а также игр-драматизаций.

В процессе занятий дети учатся отвечать на вопросы и задавать их относительно предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими; поддерживать стремление рассказать о своих наблюдениях, переживаниях, используя эмоциональную лексику. Постепенно у дошкольников развиваются такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям.

Большое значение придаётся речевому общению по поводу прочитанных книг, просмотренных фильмов. В процессе работы дети ОНР учатся: различать положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений; давать оценку поступкам, привычкам и поведению людей в разнообразных жизненных ситуациях; определять и сравнивать основные черты характера героев рассказов, сказок; находить у себя как положительные, так и отрицательные качества, поступки и привычки; выражать своё отношение делам и поступкам литературных персонажей. При этом дошкольники активно употребляют лексику, обозначающую эмоции и оценки. Особая роль отводится сказке, поскольку через неё ребёнок может узнать о добре и зле, силе и храбрости, трусости и предательстве. В сказках и историях повествуется об эмоциональных внутренних переживаниях, чувствах героев. Дети через восприятие и последующее обсуждение сказок учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретать уверенность в них и в себе, при этом дошкольники как положительную, так и отрицательную эмоциональную лексику. С помощью сказки осуществляется механизм развития формирующейся личности. Они способствуют преодолению агрессии, грубости, тревоги, страха, неуверенности, робости у детей с речевой патологией. С их помощью формируются такие качества личности, как доброта, отзывчивость, уверенность, смелость, мужество, а также развивается умение справляться и преодолевать трудности, не унывать в сложных ситуациях.

На данном этом этапе большое значение уделяется играм – драматизациям. Руководство этой игрой начинается с подбора речевого материала, который соотносится с лексическим материалом по развитию речи в дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями. В играх — драматизациях используются костюмы, шапочки — маски, игрушки, фигурки различных видов театров. При повторении игры исполнители меняются, переставляются для того, чтобы дети изменяли направление движений, ориентировались в пространстве. Смена исполнителей необходима, и этим преследуется двоякая цель: потренировать каждого ребёнка в связной речи. В противном случае дошкольники могут привыкнуть к исполнению исключительно главных или только второстепенных ролей. В том случае, если ведущая роль даётся слабому ребёнку, которому трудно самому с ней справиться, ему помогает логопед. Это очень важно и для самого ребёнка, который сможет поверить в свои силы, а также и для других таких детей в группе.

До проведения игр-драматизаций детям читается или демонстрируется произведение и разучиваются роли. Затем с дошкольниками проводятся беседы, которые помогают им лучше разобраться в характерах героев произведения, оценить их действия и выразить своё отношение к происходящим событиям с применением эмоционального пласта лексики. С помощью игр – драматизаций можно воспитывать у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую деятельность. Готовят детей к общению в сложных ситуациях, связному и последовательному изложению мыслей, развивают внимание, зрительную ориентировку на собеседника. Данные методические приёмы позволяют не только количественно, но и качественно изменить уровень речевого общения дошкольников с речевой патологией; благотворно влиять на формирование эмотивности — отзывчивости и чувствительности к окружающему миру, переживаниям других людей; способствует развитию компетентности в межличностных отношениях между детьми с речевыми нарушениями.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год