Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества" (Педагогический проект "Бабушкин сундучок")
Развитие речи у детей
Автор: Махнева Н. А., Легостаева М. В., Озорнина А. Л.   
02.10.2017 13:14

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества (Педагогический проект Бабушкин сундучок)"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества" (Педагогический проект "Бабушкин сундучок")

Авторы:

Г. Верхняя Салда, Свердловская область, МБДОУ «детский сад №41» Петушок» комбинированного вида.

  • Махнева Нина Александровна (учитель-логопед),
  • Легостаева Марина Васильевна (воспитатель),
  • Озорнина Александра Леонидовна (воспитатель).

Актуальность.

Речь является сложным психическим процессом и уникальным инструментом познания мира, который формируется у ребенка в процессе его развития.

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт. Кроме того, у детей с ОНР зачастую нарушено и эмоциональная сфера: это проявляется в тревожности, гиперактивности, и наоборот, в замкнутости таких детей.

 

Скачать конспект

Поиски инновационных форм и методов работы с детьми с нарушением речи один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с дошкольниками.

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного фольклора создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р.И., Сакулиной Н.П. Тихеевой Е.И., Ушинского К.Д., Флериной Е.А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст — период активного творческого развития личности ребенка в целом, и совершенствуются связная речь. В том числе полноценное владение русским языком благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно — этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сенситивный период.

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

В разделах образовательной программы "Детство" и коррекционной программы автора Н.В. Нищевой, по которой работает наше дошкольное образовательное учреждение, прописаны задачи по ознакомлению детей с народной культурой:

  • расширение представлений о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях;
  • накопление сенсорно — эмоциональных впечатлений о произведениях народно — прикладного искусства;
  • обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально — театральную деятельность; приобщение детей к народным играм.

Таким образом, использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.

Гипотеза проекта:

Если использовать устное народное творчество, наряду с современными методиками обучения, не только в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, но и в режимных моментах в течение дня, то можно получить высокие результаты по развитию всех сторон речи ребенка и повысить уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.

Цели проекта:

Приобщение детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами малых форм фольклора.

Повышение роли устного народного творчества в развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР и развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей.

Задачи:

  • Создать условия для знакомства с произведениями устного народного творчества.
  • Разработать систему комплексного применения малых форм фольклора в процессе речевого развития у детей с ОНР;
  • Определить основные направления и формы совместной деятельности с специалистами, педагогами ДОУ и родителями группы.
  • Посредством живого образного языка учить понимать слова и выражения, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь. Обогатить словарь дошкольников.
  • Помочь детям в основании разговорной речи овладеть родным языком. Показать красоту русского языка через устное народное творчество; сформировать интерес к детскому фольклору.
  • Приобщить детей к культуре своего народа.
  • Воспитывать нравственные качества личности — отзывчивости, доброты, взаимопомощи посредством объединения детей в один коллектив.
  • Проследить динамику изменения развития речевого развития в коррекционно-педагогической работе.

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.

По содержанию: социально — педагогический.

Участники проекта: дети 6-7 лет с ОНР, воспитатели группы, родители, логопед.

Объект проекта — коммуникативная деятельность старших дошкольников.

Предмет проекта – процесс развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Проект направлен на развитие речи дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством.

Проект составлен на основе обязательного минимума содержания развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта (ФГОС), примерной программы дошкольного образования "Детство", с учётом программы авторов О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, коррекционной программы "Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)" автора Н.В. Нищевой.

Проект создан с опорой на лучшие традиции российского дошкольного образования, что нашло свое отражение в содержании основных направлений (образовательных областей) развития детей, обозначенных в ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, а также с учетом климатических, демографических условий, национально- культурных традиций народов Среднего Урала.

Ожидаемый результат.

  • Для детей:
  1. Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение к устному народному творчеству.
  2. Развитие речи, речевого творчества, мимики, жестов.
  • Для воспитателей:
  1. Повышение профессионализма.
  2. Внедрение инновационных методов в работе с детьми и родителями.
  3. Пополнение предметно — развивающей среды группы.
  4. Самореализация.
  • Для родителей:
  1. Повышение уровня личностного сознания.
  2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, педагогами.
  3. Самореализация.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-

коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-

эстетическое развитие».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год