Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
Развитие речи у детей
Автор: Чертилина Мария Александровна   
22.10.2017 15:38

Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.

Фонематическое восприятие является одним из фонематических процессов, составляющих понятие "фонематический слух".

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Традиционно в логопедии термином "фонематический слух" обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез.

 

Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Исследования таких авторов, как: Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В., Ястребова А. В., Ткаченко Т. А., Коноваленко В. В., и других подчеркивают, что только в процессе серьезной работы над развитием фонематического процессов можно обеспечить эффективную и стойкую коррекцию дефектов произношения, подготовить малыша к овладению лексико-грамматической стороной речи и создать основу для становления звукового анализа

Работа по данной проблеме была начата после обследования речи детей, которое показало, что только у 1 ребенка уровень сформированности фонематических процессов соответствует норме, у остальных 88% снижен. Исходя из этих результатов мы определили для себя следующие задачи:

  • Установить эмоциональный контакт с ребенком,
  • Развивать его положительный интерес к занятиям,
  • Формировать основы слухового и зрительного внимания,
  • Формировать умение воспринимать речевые и неречевые звуки,
  • Развивать понимание обращенной речи,
  • Привлекать внимание к предметам и явлениям,
  • Формировать регулятивную функцию речи, т.е. умение управлять своим поведением на основе словесных инструкций

Решение поставленных задач осуществляется по двум направлениям:

  1. Дифференциация неречевых звуков
  2. Дифференциация речевых звуков

Работа с малышом начинается с установления эмоционального контакта. через игры с сюрпризным моментом "Кто пришел?" "Кто тебя позвал?", "Кто спрятался?", "Где позвонили?" и др., в ходе которых учим малыша обращать внимание на звучащий объект, определять источник звука, выполнять движения ориентируясь на сигнал.

В дальнейшем дети учатся дифференцировать неречевые звуки:

  • по способу воспроизведения ("Что стучит, что пищит?" "Послушаем звуки природы", "На чём играл зайка?", "Что звенит, что стучит?")
  • по темпу повторяющихся звуковых сигналов; ("Дождик капал понемножку...", "Эхо")
  • по силе звуковых раздражителей; ("Далеко и близко", "Топ-топ")
  • по долготе звучания. ("Едет, едет грузовик...", "Самолет летит")

Для развития слухового внимания, дифференциации слуховых раздражителей широко используем звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, металлофоны, барабаны, бубны.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков соблюдаем определенную последовательность, используя для этого "картотеку звуков"

Целенаправленная работа над речевыми звуками строится от простого к сложному.

Сначала предлагаем для восприятия звукоподражания, учим соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием в играх" Кто там?" "Кто позвал?", широко используем потешки "Наши уточки с утра","Кто у нас пригожий" и др.

Затем используем короткие слова и слова из нескольких слогов, учим соотносить слово и картинку, слово и движение ("Найди картинку", "Покажи игрушку", "Съедобное — несъедобное"). Дети учатся различать слова, отличающиеся одним-двумя звуками, такие как «КИСКА»«МИСКА», «БАМ»«БОМ». Малыши на практическом уровне дифференцируют гласные: «КАП-КАП»«КУП-КУП», а также звонкие — глухие согласные ( «ПАПА-БАБА») и мягкие — твердые согласные ( «КОТ-КИТ»),

Далее переходим к коротким фразам, ("Слушай и повторяй", "Потанцуй со мной", "Выполни задание")

Кроме того, в начале работы предлагаем слова и фразы со зрительной опорой (ребенок видит предметы и картинки, а также лицо и губы взрослого), в дальнейшем — без зрительной опоры, только на слух.

Чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение. Поэтому задания предлагаем с использованием таких приемов как работа с предметными картинками, фишками, лентами различной длины, карточками и т.д.

Формирование фонематического слуха проводится в игровой форме на подгрупповых, индивидуальных, фронтальных занятиях и в коррекционной работе воспитателя. Воспитатели группы используя игры, рекомендованные учителями-логопедами, закрепляют результаты, достигнутые на логопедических занятиях.

Работа по данной проблеме ведется в тесном контакте с семьями воспитанников по двум направлениям:

  • педагогическое просвещение родителей (встречи на родительских собраниях, индивидуальные консультации, информационные материалы в родительском уголке и др

- включение родителей в образовательный процесс через выполнение рекомендаций "Логопеды — родителям", индивидуальных заданий в тетради и др.

В результате такой последовательно спланированной коррекционной работы на сегодняшний момент большинство детей научились различать до 4х неречевых и речевых звуков, дифференцировать звукоподражания, начинать и заканчивать движения в соответствии со звуковыми сигналами. Эта работа будет продолжаться

Таким образом можно сделать вывод, что работу по формированию фонематического слуха необходимо начинать с самого раннего возраста, используя игровые приемы и упражнения.

На будущее я ставлю перед собой задачи:

  • совершенствовать перспективное планирование по теме
  • пополнять банк игр и игровых упражнений
  • расширять материальное обеспечение образовательного процесса
  • апробировать современные формы работы с семьей.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год