Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная деятельность «Куклотерапия как элемент коррекционной работы с дошкольниками, имеющими психоречевые нарушения»
Развитие речи у детей
Автор: Зрячих Ирина Александровна   
31.05.2018 11:39

Проектная деятельность «Куклотерапия как элемент коррекционной работы с дошкольниками, имеющими психоречевые нарушения»Проектная деятельность «Куклотерапия как элемент коррекционной работы с дошкольниками, имеющими психоречевые нарушения»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад компенсирующего вида № 35 «Берёзка»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Зрячих И.А. Балашиха 2017 – 2018 учебный год

Актуальность проекта.

В настоящее время наблюдается рост числа детей, чьё психическое развитие отстаёт в той или иной степени от возрастной нормы. Дети имеют сниженный объем памяти, отстаёт словесно-логическое мышление, значительно отстаёт от нормы речь. Как следствие — интеллектуальные функции формируются с опозданием. Такие дети имеют синдромы гиперреактивности, расторможенность и др. В частности, это дети с диагнозами: общие недоразвитием речи (ОНР), задержка психического развития (ЗПР). Все эти явления в дальнейшем являются одной из причин возникновения депривации, сложностей взаимодействия со сверстниками. Последствиями и наиболее характерными чертами депривационного синдрома являются страхи, депрессии, неврозы.

 

В период дошкольного детства (4-6 лет) у ребёнка закладываются основы личностной позиции, возникает интеллектуальная и нравственная саморегуляция. В дошкольный период ребёнок продолжает развивать речь, увеличивать словарный запас, формирует собственную позицию в отношениях со сверстниками и взрослыми, развивает воображение. Очень важно, чтобы сам ребёнок не придавал «трагичного» значения своим особенностям, чтобы он имел твёрдую, позицию в отношениях с людьми, был эмоционально устойчив. Всё это необходимо ребёнку для благоприятного его прохождения в следующий возрастной период – школьный.

Основные преимущества этого проекта:

Особенностями детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы. Данный проект обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории.

Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живёт ребёнок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребёнка и коррекционные задачи психолога, даёт возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребёнка с целью ею коррекции или психопрофилактики.

Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания усидчивости, развивается воображение.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-развивающий.

По содержанию: психолого-педагогический.

По времени проведения: долгосрочный (с 01. 12. 2017 г. по 30. 04. 2018 г.).

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Цель проекта: создание условий для успешного преодоления возникших трудностей в общении, которые тормозят дальнейшее развитие ребёнка.

Задачи проекта:

Коррекционно-образовательные: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой и смысловой сторонам); работа над автоматизацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; совершенствование связных высказываний (умение строить распространённые предложения, совершенствование диалогической речи), учить детей соотносить свои эмоции и характер с персонажем (куклой).

Коррекционно-воспитательные: воспитывать ответственность, выдержку, внимание; создавать положительный эмоциональный настрой у детей и желание творить, повышать у ребёнка уверенность в себе.

Коррекционно-развивающие: развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, фантазия); развивать мелкую моторику рук детей; развивать самопринятие и принятие других; повышать личностную саморегуляцию.

Практическое применение проекта: для педагогов, учителей-логопедов.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели.

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы.

Подготовительный этап

  • Изучение литературы;
  • Подбор и рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек;
  • Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных народных игрушек, кукол;
  • Подбор видеороликов, составление презентаций;
  • Изготовление воспитателями образцов обрядовых кукол;
  • Подбор материала для мастер-классов;
  • Подбор дидактических игр;
  • Подбор сказок, рассказов, стихов, загадок о кукле.

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

  • Анкетирование по теме;
  • Привлечение родителей к подбору материалов к мастер-классам;
  • Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность (мастер-классы «Снежные ангелы», «Изготовление куклы Кубышки — Травницы», постановка музыкального этюда «Когда куклы оживают»);
  • Оформление наглядной информации: папки-передвижки, альбомы и т.д.

Реализация проекта:

Декабрь.

  • Беседы «Как появилась игрушка», «Первая игрушка – кукла».
  • Художественное творчество «Моя любимая игрушка».
  • Консультация для родителей «Игрушки наших детей», «Учите детей играть в куклы!»
  • Мастер-класс для родителей «Снежные ангелы».
  • Просмотр видеороликов «Куклы разных времен и народов», «Любимые куклы разных стран».
  • Рассматривание альбомов «Дамы эпохи».
  • Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева.

Январь.

  • Беседа «Мир кукол».
  • Консультация для родителей «Роль куклы в воспитании дошкольников».
  • Просмотр презентации «Русская народная кукла» – познакомить с тремя основными группами кукол (игровые, обрядовые, куклы-обереги).
  • Рассматривание альбома «История русского костюма», «Куклы в народных костюмах».
  • Знакомство с бытом и традициями русского народа. Участие в обрядовых праздниках «Святочные колядки», «Зимние посиделки».
  • Изготовление детьми игровой куклы «Пеленашка» по схеме.

Февраль.

  • Консультация для родителей «История народной куклы».
  • Знакомство с русской матрешкой. Просмотр презентации «Русская матрешка».
  • Конструктивно-модельная деятельность – изготовление матрешки (конструирование из бумаги).
  • Знакомство с частной коллекцией кукол семьи Виноградовых. (Серия «Русские народные куклы» автор – Галина Масленникова).
  • Игры детей с народными куклами (лоскутные, обрядовые, игровые).
  • Художественное творчество: раскрашивание шаблонов народных кукол.

Март

  • Чтение народных и авторских сказок, рассказов и стихов о куклах.
  • Конструктивно-модельная деятельность – изготовление куклы из ниток «Мартинички».
  • Мастер-класс для родителей «Изготовление лоскутной куклы «Кубышка – Травница».
  • Непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию с элементами квест-игры «Народная кукла. Изготовление лоскутной куклы «Закрутки» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Трансляция опыта работы «Куклотерапия как элемент коррекционной работы с дошкольниками, имеющими психоречевые нарушения» в рамках муниципального семинара для педагогических работников «Инновационная модель психолого-педагогического сопровождения детей с патологией речевого и психического развития с использованием нетрадиционных коррекционно-развивающих технологий».

Апрель

  • Знакомство с куклами разных народов. Просмотр видеоролика «Куклы народов мира».
  • Рассматривание альбома «Такие разные куклы».
  • Игры с куклами «Мы разные, но мы вместе!».
  • Разучивание музыкального этюда «Когда куклы оживают» (совместно с родителями).
  • Художественное творчество «Игрушка для моего друга».
  • Составление творческих рассказов «История одной куклы».
  • Создание альбома с рисунками, авторскими рассказами и стихами;

Ожидаемый результат

Предполагается, что в результате проведённой работы, у детей, в личностном и познавательном плане, произойдут существенные изменения. Те дети, которые были обозначены как имеющие трудности в общении, покажут, в результате повторной диагностики следующие успехи: адаптация у этих детей должна пройти более спокойно, предполагается развитие диалогическая речь на более высоком уровне.

По результатам коррекции должны произойти значительные улучшения в эмоциональном и личностном развитии детей. Предполагается у детей снижение напряжённости, тревожности, повышение самооценка и веры в свои собственные возможности, а так же развитие уверенности в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Используемая литература:

  1. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. — СПб.: Речь, 2008г. — 218с.
  2. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст) /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. — 2008. — №5-С. 100-107-с. 2008
  3. Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И. // начальная школа (журнал). — 2004. — №12-с. 54-56. — с. 2004
  4. Гребенщикова Л. Г., Основы куклотерапии. Галерея кукол., Издательство: Речь, 2007
  5. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. С-Петербург Детство-пресс, 2012
  6. Дворецкая Г. Играйте в куклы — на здоровье. Мурманский вестник. 2016
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год