Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование авторского пособия «Волшебный круг» для развития речи детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Жильцова Евгения Владимировна   
21.07.2018 13:43

Использование авторского пособия «Волшебный круг» для развития речи детей старшего дошкольного возрастаИспользование авторского пособия «Волшебный круг» для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Автор:

Жильцова Е.В. воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 33» г. Златоуст

В последние годы увеличивается количество дошкольников с нарушением речи. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе можно отметить маленький словарный запас, пассивность творческого воображения и мышления. Считаю, что формирование творческого воображения и мышления в рамках развития речи, будет заложено тогда, когда педагогом будут использоваться нетрадиционные материалы для развития потенциала речевой активности ребёнка.

 

Чтобы добиться положительных результатов в своей работе, передо мной стояла задача, изучить как можно больше методик, технологий, пособий, которые имеют нетрадиционный характер и положительно влияют на формирование речи у старших дошкольников.

Анализируя разные методики и технологии, меня заинтересовала технология ТРИЗ.

Это одна из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Хороший пример нетрадиционного пособия для развития речи по технологии ТРИЗ являются «Загадочные колеса» Р. Луллия. Такое пособие отлично подходит, как для развития речевой активности дошкольника, так и активизирует творческое воображение, мышление и логику.

Работа строилась в следующих направлениях:

  • На основе полученных результатов анализа, создать нетрадиционное игровое пособие;
  • Работа с узкими специалистами (привлечение узких специалистов, для консультаций по созданию нетрадиционного игрового пособия).
  • Работа с детьми (использование нетрадиционного игрового пособия)

Это пособие стало отправной точкой в создании собственного нетрадиционного пособия «Волшебный круг».

Цель пособия «Волшебный круг»:

  • содействовать расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений, которые способствуют развитию речи.

Игровые упражнения с детьми по кругу этого пособия решают следующие задачи:

  • формируют понятие признак, действие, предмет
  • учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами
  • развивают познавательную активность
  • развивают представления о сенсорных эталонах
  • обогащают активный и пассивный словарь ребенка
  • формируют способность решать проблемные ситуации.

Роль педагога в игре «Волшебный круг».

  1. Педагог инициатор, наставляет, объясняет правила, подсказывает на начальном этапе;
  2. Педагог принимает незначительную роль, тем самым дети сами определяют ведущего, очередность игроков.
  3. Педагог принимает роль зрителя, наблюдателя. Дети сами организовывают, управляют и заканчивают игр, сопутствуя ее высказываниями, применяют речевые обороты, накопленные в работе с пособием;

Пособие «Волшебный круг» — представляет собой пластиковый круг со стрелочкой в центре, напоминающий поле чудес.

Для изготовления пособия был взят лист пластика для изготовления стендов, вырезан круг диаметром 65 см. К центру круга прикрепили болтом стрелочку. Разделили круг на 12 секторов (каждый сектор имеет своё обозначение).

Были подобраны картинки, в соответствии с тематическими неделями для детей старшего возраста. Картинки для проведения любой игры могут иметь различные варианты, так как все 12 игр разработаны для постоянного использования в деятельности педагога и дошкольников.

Описание дидактических игр на основе кругов Луллия к пособию «Волшебный круг».

Ребенок бросает кубик, например: выпадает цифра – 5, поворачивает стрелочку на сектор под №5, видит условное обозначение, берет карточку и выполняет задание.

Сектор № 1 Дидактическая игра: «Назови ласково».

Сектор №2 Дидактическая игра: «Часть и целое»

Сектор № 3 Дидактическая игра: «Большой и маленький».

Сектор № 4 Дидактическая игра: «Употребление предлогов».

Сектор №5 Дидактическая игра: «Какое, какой, какая?»

Сектор №6 Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»

Сектор №7 Дидактическая игра: «Однокоренные слова»

Сектор №8 Дидактическая игра: «Назови четвёртое слово».

Сектор №9 Дидактическая игра: «Музыкальная пауза».

Сектор №10 Дидактическая игра: «Действие предмета».

Сектор №11 Дидактическая игра: «Веселый счет». (1, 2, 5)

Сектор №12 Дидактическая игра: «Один и много».

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Используя пособие «Волшебный круг», а так же «Загадочные колеса» Р. Луллия у детей обогатился словарный запас, ребята научились решать проблемные ситуации. К различным заданиям дети подходят творчески, фантазируя, изобретая, они придумывают, что — то новое и интересное.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год