Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Развитие речи у детей
Автор: Пичкалова Т.Н., Назмиева В.Н., Асташина Р.М., Гончарова М.В.   
22.09.2021 20:41

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫРАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

УДК 373. 2

Пичкалова Т.Н., Назмиева В.Н., Асташина Р.М., Гончарова М.В. МБДОУ «Детский сад «Березка», г. Заинск, Республика Татарстан, РФ

Аннотация:

В статье приводятся результаты теоретического анализа по проблеме развития речевой активности детей первой младшей группы. Автором анализируются возрастные закономерности и психолого-педагогические условия успешного речевого развития ребенка, выделяются наиболее эффективные средства реализации такой работы воспитателем дошкольного учреждения.

Ключевые слова:

Речь, речевая активность, речевое развитие, дошкольное образование, первая младшая группа

 

Речь – один из важнейших навыков человека, позволяющий ему присваивать, преобразовывать и передавать опыт, сформированный в течение всей человеческой истории. Развитие речевой активности, овладение родным языком – одно из основных направлений реализации дошкольного образования в соответствии с ФГОС и одна из основных задач педагога. При этом очень важно начинать речевое уже в раннем и дошкольном возрасте, формируя изначально правильную речь и обеспечивая профилактику ее нарушений. Хорошая и грамотная речь не только поспособствует успешному освоению детьми содержания программы дошкольного образования, но и в последующем поможет усвоить материал начальной школы.

Процесс речевого развития у детей младшего дошкольного возраста подчиняется определенным законам, знание которых необходимо для эффективной педагогической работы в этом направлении. В первой младшей группе основными направлениями речевого развития детей являются формирование фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, а также развитие связной речи, причем речевая активность наиболее интенсивно развивается у детей именно по направлению формирования связной речи.

Так, именно на этом этапе быстро развивается понимание речи и активная самостоятельная речь ребенка. Количество слов и словоформ, которые активно используют дети, резко увеличивается, что усложняет структуру предложения. Младшие дошкольники активно используют диалогическую форму речи, но монологические формы выражения все еще затруднительны для большинства из них [3].

Речь воспитанников первой младшей группы все еще является ситуативной, с преобладающей экспрессивностью речевых средств. Младшие дошкольники пока еще совершают много ошибок при построении предложений, определении действий и признаков предметов. Поэтому в этом возрасте одной из важнейших задач развития речевой активности становится формирование у детей речевой инициативы, которая является необходимой базой для формирования монологической и диалогической форм речи [2, с. 89].

Речь у детей младшего дошкольного возраста развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающими людьми, в первую очередь – со взрослыми как уже состоявшимися носителями речи. Поэтому при работе с детьми в этом возрасте особое значение имеют чистая и грамотная речь тех, кто находится рядом с ними, а также контроль и руководство процессом развития речевой активности ребенка [1, с. 174]. Именно поэтому педагогическая работа, осуществляемая воспитателем в данном направлении, приобретает важнейшее значение именно в первой младшей группе.

Целенаправленная педагогическая деятельность по развитию речевой активности младших дошкольников способствует пополнению словарного запаса, развитию грамматической структуры речи, усвоению детьми связной речи и морфологических приемов, выражающих различные значения слов в языке, что позволяет полноценно пользоваться грамматически и фонетически правильной речью.

Наиболее эффективные средства развития речевой активности воспитанников первой младшей группы определяются исходя из возрастных психолого-педагогических возможностей детей. Речь ребенка может успешно формироваться в игре; во всех видах организованной образовательной деятельности; в самостоятельной деятельности дошкольников и в совместной деятельности ребенка со взрослыми (например, в процессе чтения художественной литературы, в ходе бесед и художественной деятельности, в посильной для ребенка трудовой деятельности). Успешность речевого развития воспитанников зависит от созданных психолого-педагогических условий, состояния развивающей речевой среды в группе, сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

Особенно широко применяются в развитии речевой активности воспитанников первой младшей группы пальчиковые игры, использование которых может быть самым разным – как по содержанию и форме этих игр, так и по методике их проведения.

Наиболее эффективно процесс развития речевой активности дошкольников осуществляется при условии целенаправленного системного использования всех приведенных средств.

Список использованной литературы:

  1. Рубцова М.А., Тарантина О.А., Тягунова К.В. Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС // Научные преобразования в эпоху глобализации. 2015. С. 173-176.
  2. Сичанбаева Ю.С. Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста // Филологическое образование в период детства. 2015. Т. 22. С. 89-90.
  3. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 2016. 80 с.

© Пичкалова Т.Н., Назмиева В.Н., Асташина Р.М., Гончарова М.В. 2021

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год