Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
Развитие речи у детей
Автор: Сахарова   
03.01.2020 22:46

ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

Монолог (или монологическая речь) – это речь одного лица, которое выражает свои мысли, намерения или дает оценку каким-либо событиям в более или менее развернутой форме [3].

Уровень состояния монологической речи является важным диагностическим признаком развития ребенка. Монологическая речь считается одной из наиболее сложных форм речи, т.к. она носит развернутый характер, требует связного и логически последовательного изложения мыслей, что вытекает из предварительного продумывания или планирования [1].

Монологическая речь содержит в себе все достижения ребенка в овладении родным языком со стороны освоения его грамматического строя, словарного запаса и звуковой стороны. Все последующее речевое развитие ребенка идет с опорой на фундамент знаний и умений, приобретенных еще в дошкольном возрасте [4].

 

В век компьютерных технологий дети дошкольного возраста имеют серьезные проблемы с выражением собственных мыслей, формулированием их в предложения. Известный философ Древней Греции Аристотель говорил: «Если речь не ясна, она не достигнет своей цели» [9].

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы грамотной, четкой монологической речи. Это является одной из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями [2].

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста – это творческий процесс, включающий в себя умение воспринимать речь взрослого человека и активизировать собственную речевую деятельность, результатом которой будет являться умение выражать свои мысли четко, ясно и последовательно [3].

Низкий уровень развития монологической речи у детей с ОНР может быть препятствием для последующего успешного обучения в школе. Количество детей с данной речевой патологией увеличивается с каждым годом [10].

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушения в формировании всех сторон речи: семантической, лексико-грамматической и звуковой, сопровождающиеся сложными речевыми расстройствами у детей с полноценным слухом и нормальным интеллектом [3].

Общее недоразвитие речи 3 уровня характеризуется как умеренная логопедическая патология, связанная с замедлением формирования речевых навыков со стороны развития лексических и грамматических единиц. При ОНР 3 степени возможно наличие развернутой фразы, но речь ребенка при этом сопровождается грамматическими ошибками, звукопроизношение плохо дифференцируется, фонематические процессы отстают от нормы. Дети испытывают трудности в программировании содержания при оформлении развернутых высказываний. Характерно нарушение связности, а также последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выражается «немотивированная» ситуативность, фрагментарность и низкий уровень использования фразовой речи. Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют затруднения в свободном общении, детям сложно вступать в контакт с другими людьми [3].

Речевые нарушения подобного рода негативно сказываются на умственных способностях, социализации ребенка и адекватности его поведения в обществе. Неисправленная в дошкольном возрасте патология может являться в дальнейшем причиной школьной дезадаптации [4].

Коррекционное воздействие необходимо основывать при максимальном использовании возможностей старших дошкольников с ОНР 3 уровня, а также постепенной активизации нарушений функций речевого аппарата [9].

При традиционной коррекционной методике в качестве основного приема обучение используют образец рассказа педагога. Статистика показывает, что монологический пересказ детей с ОНР 3 уровня имеет значительные изменения. В них практически отсутствуют сложные и даже простые распространенные предложения, наблюдается отсутствие выразительных средств. В пересказах изобилуют слова-повторы «вот», «ну», «потом» и т.д., характерны длительные паузы между предложениями. Но главный минус – дети не умеют строить рассказ самостоятельно. Необходимо использовать вспомогательные средства, которые бы облегчили и направили процесс становления развернутого речевого высказывания у ребенка [1].

К.Д. Ушинский говорил: «Учить ребенка запоминать неизвестные ему слова – напрасно мучить его, но свяжите их с соответствующими изображениями, и он усвоит их на лету». В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер вследствие того, что в данный период у детей преобладает наглядно-образная память, которой свойственна исключительная фотографичность. Поэтому логопедическая практика показывает, что одними из наиболее эффективных средств развития монологической речи у дошкольников с ОНР 3 уровня являются мнемотехнические методы и приемы. Несмотря на то, что у таких детей значительно снижена слуховая память и продуктивность запоминания, объем их зрительной памяти редко отличается от нормы, также логическое и смысловое запоминание остаются в относительной сохранности [5].

В переводе с греческого «мнемотехника» переводится как «искусство запоминания», это система приемов и методов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение, а также последующее воспроизведение информации с помощью дополнительных ассоциаций [7].

Дети дошкольного возраста мыслят образами, красками, фигурами. Визуальные средства, модельные представления являются центральным звеном, посредством которых логопеды и педагоги могут решать задачи формирования монологической речи [10].

При коррекции связной монологической речи моделирование может служить как средство планирования высказывания. Его можно использовать при работе со всеми видами составления текста:

  • пересказ;
  • составление рассказа по картинке;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ [5].

Существует множество приемов мнемотехники запоминания, например:

  • метод ассоциаций;
  • метод связок (объединение опорных слов текста в единый рассказ, в одну целостную структуру);
  • метод мест (зрительные ассоциации);
  • метод ключевых слов;
  • метод пространственного маркирования;
  • метод «мысленных картин» [6].

Выстроить последовательный логичный пересказ дошкольникам с ОНР 3 уровня помогут:

  • опорные картинки;
  • мнемотаблицы;
  • карточки-символы;
  • стилизованные картинки реальных предметов [8].

Зрительный материал способствует работе мыслительной деятельности, активизирует слуховые и зрительные анализаторы, выступающие в роли компенсаторных механизмов [5].

Работа по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня с помощью мнемотехнических приемов проходит в три этапа. Сначала логопед знакомит ребенка со знаковой символикой, вводит ее в речевую деятельность детей. Использование в процессе обучения символической аналогии позволяет педагогу преобразовать учебный материал в игровую форму. Этапы развития речи посредством мнемотехники предполагают переход от простого к сложному по мере понимания моделей. На первом этапе используют информационные описательные модели на основе символизации признаков. Модели составляются по конкретным темам, например: «Животные», «Растения», «Насекомые», «Одежда», «Мебель» и т.д. в соответствии с календарно-тематическим планированием старшей группы. Также используют буквенную символику, например растения обозначаются буквой «Р», птицы – «П», животные – «Ж» и т.д. Для обозначения размеров и цветов используют шаблоны условных признаков – цветовые квадраты, круги разных диаметров [7].

Работу с символической аналогией можно разделить на два этапа:

  • этап первый – рассмотрение символов и их преобразование в образы;
  • этап второй – пересказ фраз, предложений с опорой на образы (символы), изображенные на картинках (отработка метода запоминания) [10].

Следующим этапом проводится графическая аналогия – это обозначение образа или нескольких образов со схожими признаками символом, например: «сад», «корзина», «блюдо» — это круг, «человек» — это треугольник, «книги», «дома», «мебель» и т.д. – это прямоугольники. Графическая аналогия позволяет детям увидеть самое главное, учит их «свертывать» понятия. Этот блок целесообразно начинать с обучения детей расшифровке моделей и составлению мнемодорожек. Далее педагог или логопед зачитывает детям отрывок для пересказа. Это может быть сказка, рассказ или стихотворение. Суть работы с детьми на этом этапе заключается в том, что на каждое словосочетание или фразу придумывается изображение, таким образом весь текст зарисовывается схематически. После этих манипуляций ребенок по памяти и при помощи графического изображения должен воспроизвести текст целиком. Например, ниже дети зашифровали фразу «Аленушка взяла корзинку и пошла в лес собирать грибы» (см. рис. 1.1.) [7].

Рисунок 1.1. Пример мнемодорожки

Третий этап – работа с мнемотаблицами, для которых следует заранее разработать соответствующие схемы. По мере освоения материала следует увеличивать количество пунктов в рассказе. Например, тема описания фруктов или овощей включает 8 пунктов [9].

  • название фрукта (овоща);
  • цвет;
  • размер;
  • форма;
  • вкус;
  • какой на ощупь;
  • где растет;
  • что можно приговорить (см. рис. 1.2.) [5].

Рисунок 1.2. Пример готовой мнемотаблицы

Рассказ по схеме должен составлять 10-12 предложений.

Технология мнемотехники открывает старшим дошкольникам с ОНР 3 уровня более широкие возможности для эффективного запоминания ими текста. Данная технология способствует развитию воображения, зрительной памяти, творческих способностей детей; пониманию услышанного; сохранению в памяти полученной информации [7].

Методика мнемотехники играет большую роль в формировании монологической речи у дошкольников с ОНР, потому что мыслительные задачи у детей в этом возрасте решаются посредством внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального [5].

Использование на занятиях мнемотаблиц способствует более эффективному восприятию и переработке зрительной информации, воспроизведению ее в соответствии поставленным целям. Особенностью данной методики является применение не самого изображения предмета, а именно символа для опосредованного запоминания, что значительно облегчит ребенку поиск и запоминание текста [8].

Мнемотехнические приемы помогают детям в развитии монологической речи при рассказах и пересказах, подготавливая прочную базу для дальнейшего обучения в школе, ведь монологическая речь является одним из главных показателей умственных способностей и успеваемости детей [10].

Одним из положительных моментов использования мнемотехнических приемов является минимум педагогической речи – логопед показывает рисунок, а ребенок самостоятельно вспоминает нужную фразу или предложение [6].

Для того чтобы текст запомнился ребенку надолго, следует повторить его трехкратно в течение первых дней. Зрительный образ, который сохранился у ребенка после слушания, сопровожденного просмотром рисунков (при действии непроизвольного внимания и зрительной памяти), позволяет детям вспоминать тексты значительно быстрее [10].

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи 3 уровня, которое проявляется в полном или частичном отсутствии развернутых предложений при пересказе текста, а также неумении строить рассказ самостоятельно, решается посредством использования мнемотехнических приемов в работе логопеда. Мнемотехническое запоминание можно считать одним из самых эффективных способов формирования монологической речи из-за использования внешних средств и наглядных материалов, которые посредством преобладания наглядно-образного мышления детей в данной возрастной группе, запоминаются лучше вербального повествования педагога. Использование символической и графической аналогии в виде мнемодорожек и мнемотаблиц позволяет ребенку лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять ее с последующим воспроизведением в соответствии с поставленными задачами. Также наличие визуальной схемы или плана способствует воспроизведению пересказа более связного, четкого и последовательного.

Литература

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2000.
  2. Волкова Л.С. Логопедия: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: ВЛАДОС, 2002.
  3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – Москва: АСТ, 2006.
  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: АРКТИ, 2004.
  5. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В.А. Козаренко. – Москва: Шк. рацион. чтения, 2002.
  6. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Логопед. – 2008. – № 4.
  7. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учеб. -метод. пособие / Т.Б. Полянская. – Санкт-Петербург: Детство–Пресс, 2010.
  8. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10.
  9. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – Москва: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001.
  10. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. – Москва: Аркти, 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год