Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.
Развитие речи у детей
Автор: Захарова Валентина Валерьевна   
04.03.2020 00:18

Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.

Учить детей рассказывать- это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Приемы составления коллективного описательного рассказа по серии картинок:

  • Начинает ребенок продолжает другой.
  • Начало составляет воспитатель, заканчивают дети.

Рассказы ребенок могут быть разнообразным по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношения их с другими, о природе и т.д. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах, фактах, событиях. Тогда речь становиться более связной и свободной. В процессе обучения дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов.

 

Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. Они называются фактическими, относятся рассказы по восприятию, а так же по памяти (на темы из личного опыта). Другую группу составляют творческие рассказы, которые создаются при активной работе воображения.

По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам. Чаще всего рассказы –описания составляются детьми при опоре на восприятие, т.е. дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный рассказ может быть развернут и на материале образов памяти – ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т. д.

При составлении сюжетных рассказов у детей формируются умения передать те или иные события, пришествия, приключения во временной последовательности. При этом они на практике осваивают построения рассказа в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от поставки простых заданиях к более сложным. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.

Задача воспитателя научить воспитанника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т.е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены. Не менее важно постоянно уделять внимание формированию построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами с сочинениями и подчинением.

Составление рассказа по картине:

Приемы:

  • Перед составлением рассказа воспитатель объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильное составленное им предложение:
  • При составлении рассказа воспитатель следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно- следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но не почему).
  • При необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.
  • Если ребенок не может составить рассказ, взрослый составляет его, а ребенок после прослушивания воспроизводит.

Характерные особенности занятий:

  1. Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжет.
  2. Приемы, вопрос, план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания;
  3. Руководящая роль воспитателя в понимании и правильном выполнении задания;
  4. Рассказы воспитателя (непростое его воспроизведение, а обобщенное). Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потом и незаметной для детей).

Несколько подходов к мотивации детей.

  1. Мотивы интереса детей к миру взрослых, через которые можно воздействовать на ребенка, например, папа сделал скворечник из дерева, а мы сделаем из бумаги.
  2. Игровые мотивы, например, игра – путешествие по станциям с заданиями. Но здесь должен быть результат деятельности для ребенка, то к чему он будет стремиться.
  3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми. Я не могу решить задачку, кто мне поможет?
  4. Мотивы самолюбия и самоутверждения. Молодец, у тебя хорошо получилось, помоги теперь соседу сделать его задание.
  5. Познавательные и соревновательные мотивы. Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам?
  6. Стремление выиграть, быть первым. Здесь характерны также задания, как: «Кто быстрее всех… Кто догадается?» и.т. д.
  7. Нравственные мотивы. На нашем участке мало цветов, но есть семена, что вы предложите с ним сделать?
  8. Среди нравственных мотивов все больше место в старшем дошкольником возрасте начинают занимать общественные мотивы, зимой птицам холодно и голодно, как мы поможем им помочь? Время развития дошкольника происходит и смена мотивов, их объединение и качественное обогащение, то есть один из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, мотивация для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребенок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. Воспитатель должен сопоставлять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год