Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»
Развитие речи у детей
Автор: Тарасова Ирина Александровна   
02.04.2020 11:03

«Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»«Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»

Тарасова Ирина Александровна, воспитатель МКДОУ д/с № 11 г. Новосибирск

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»

Е. И. Тихеева

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет.

 

Результаты педагогической диагностики моих воспитанников также подтверждают наличие этой проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста.

Встал вопрос: как и с помощью каких методик и технологий наиболее эффективно решить эту проблему?

С введением ФГОС ДО педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в практику разнообразные педагогические технологии. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи и ускоренного запоминания материала детьми.

Целесообразность использования мнемотехники в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Поэтому и возникла необходимость разработки и реализации проекта «Чудо – мнемотехника», направленного на развитие у старших дошкольников связной речи и повышение уровня сформированности у них речевой активности посредством использования методики мнемотехники.

Задачи проекта:

  • Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, пересказов, заучивании стихотворений, составлении рассказов и т. п.
  • Формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.
  • Развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
  • Развивать партнерские отношения родителей и педагогов в совместной деятельности.

Реализация проекта осуществляется в процессе образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности, взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа с детьми спланирована по блокам.

А сейчас я хочу более подробно остановиться на содержании блоков работы с детьми по проекту и результатах моей работы.

Блок «Малые формы фольклора» – это блок работы с детьми по мнемотаблицам с чистоговорками, потешками, пословицами, поговорками, скороговорками, считалками, загадками их я использую для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно для эффективного вырабатывания правильного произношения.

Блок «Заучивание стихотворений» — благодаря мнемотаблицам дети с легкостью запоминают стихотворения любого объёма. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

Блок «Пересказ» — современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, но благодаря мнемотехнике у детей очень хорошо получается пересказывать прочитанные рассказы.

Блок «Работа со сказкой» — если рассказывать сказку с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Блок «Расскажи-ка» — не менее интересен этот блок для детей, благодаря ему у детей развивается связная и правильная речь, происходит правильное составление описательных рассказов.

Блок «Придумай рассказ» — в этом блоке дети могу сами придумывать рассказы по мнемотаблицам, что является развитием мышления, памяти, внимания, воображения.

Участие в реализации данного проекта, несомненно, приносит много пользы в развитии речи у детей. Ребята со временем сами проявляют интерес к созданию и изображению мнемотаблиц.

В результате реализации проекта оформлено методическое пособие, включающее в себя:

  • картотеку мнемотаблиц для работы с детьми по блокам;
  • картотеку дидактических игр для развития речи детей;
  • тематические буклеты и папки-передвижки для родителей и педагогов;
  • консультации, методические рекомендации, памятки, презентации, анкеты для педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты оправдались. У детей сформировалось умение работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, пересказов, заучивании стихотворений, составлении рассказов и т. п.; дети связно, последовательно, грамматически правильно излагают свои мысли, рассказывают о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники, обогатился словарный запас.

Повысился интерес детей к художественной литературе, что, на мой взгляд, имеет колоссальное значение для современных дошкольников.

Повысилась компетентность в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы у родителей и педагогов.

Результатом реализации проекта также явилось создание в дошкольном учреждении дополнительных условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Я убеждена, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать и выражать свои мысли.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год