Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Речевое развитие с использованием мнемотехники
Развитие речи у детей
Автор: Ахмеева Наталия Анатольевна   
24.09.2020 19:44

Речевое развитие с использованием мнемотехникиРечевое развитие с использованием мнемотехники

Ахмеева Наталия Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад №202 г.Чебоксары»

Современное поколение читает мало книг, что вызывает замкнутость, неумение общаться, вырабатываются слабые навыки пересказывания текстов и чтения стихов. В данных условиях становится актуальным развитие личного общения, коммуникативных навыков, умение рассказывать и сочинять тексты.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Этот метод облегчает овладение детьми связной речью, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы и сказки четкими, связными и последовательными.

 

Скачать конспект

Целью использования мнемотехники является развитие памяти и связной речи у детей дошкольного возраста. Доподлинно известно, что способ общения с мозгом — это воображение. И, прежде всего, зрительные и тактильные образы. Если обращаться к мозгу на его алгоритме, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить» или «воспроизвести». Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Приемы мнемотехники осваиваются обучающимися постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом, мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. На начальном этапе педагог предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы, например:

Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

«Велико ли перо, а большие книги пишет»

После перекодирования пересказываем текст с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. При этом пересказывают сами дети, прибегая к незначительной помощи.

Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения.

Мнемотаблицы особенно эффективны и при разучивании стихотворений, пословиц и поговорок, например:

«Что написано пером – не вырубишь топором»

Результатом использования методов мнемотехники является развитие интереса к заучиванию стихов, пословиц, загадок, увеличение словарного запаса, улучшение коммуникативных навыков, у детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные сказки. Облегчается запоминание и увеличивает объем памяти, развивается речемыслительная деятельность детей, развивается творческое познание.

Литература:

  • БольшоваТ. В. «Учммся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» Спб, 2005
  • Омельченко Л.В. «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи» Логопед 2008 №4
  • Ушаков О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду» М.просвещения, 1993.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год