Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Из опыта работы «Технология проектирования в развитие речи детей с ОВЗ».
Развитие речи у детей
Автор: Куренкова Елена Федоровна   
11.04.2021 10:15

Из опыта работы «Технология проектирования в развитие речи детей с ОВЗ».Из опыта работы «Технология проектирования в развитие речи детей с ОВЗ».

Речевое общение охватывает собой процессы установления социальных контактов, обмена эмоциями, налаживания практического и речевого взаимодействия. Особенно это актуально для детей с ОВЗ. Традиционные подходы к развитию речи дошкольников в образовательной деятельности претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Нескольких занятий в неделю недостаточно для развития речи и ознакомления детей с окружающей средой. Поэтому большое значение придается продолжению этой работы в свободное время в детском саду, а также дома с родителями, которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками образовательного процесса.

 

Скачать конспект

Поэтому, в 2020-2021 учебном году в группе с компенсирующей направленностью для детей с ТНР нами был разработан и запущен в реализацию большой, долгосрочный (август-май), групповой проект «Лесными тропинками», основанный на взаимодействии учителя-логопеда, воспитателей группы, музыкального руководителя, детей и их родителей.

Технология проектирования — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть технологии проектирования в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Направлена познавательная деятельность дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).

Проект в группе с компенсирующей направленностью для детей с ТНР нашего детского сада состоит из краткосрочных проектов (1 в месяц 1 неделя), которые планируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем и комплексно-тематическим планированием ДОУ. Проект достаточно объемный и мы очень надеемся, завершить его успешно.

Цель проекта: развитие речи дошкольников посредством экологического воспитания

Задачи:

  • воспитывать культуру речи и общения, отзывчивость, бережное отношение к родной природе
  • формировать и обобщать элементарные представления о лесе и его обитателях
  • обогащать речь детей словообразованиями и словосочетаниями, монологической и диалогической речью
  • развивать познавательный интерес и любознательность, поисковую деятельность, воображение и мышление, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь – мы свои!

1 этап реализации проекта – подготовительный – постановка проблемы и определение ее актуальности:

  • проведение родительского собрания с целью привлечения родителей в проектную деятельность

- анкетирование родителей.

2 этап – организационный- сбор информации и материала по проблеме:

  • подбор и изучение методической и художественной литературы
  • выбор проблемных заданий, речевых ситуаций и методический приемов, побуждающих детей употреблять определенные слова, словосочетания и предложения
  • подбор дидактического и наглядного материала
  • подбор материала для оформления информационных стендов для родителей

3 этап – основной

  • составление плана мероприятий
  • создание предметно- пространственной среды
  • организация деятельности дошкольников и их родителей.

Ожидаемые результаты

  • у детей за счет обогащения активного словаря стал более совершенным грамматический строй речи
  • у детей сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности
  • у детей сформировано бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к окружающему миру

План мероприятий проекта (месяц, название, итоговое событие, формы работы.)

Август «Лесные шорохи»:

  • экскурсия в парк «Сказка»
  • ознакомление с пословицами и поговорками о лесе, растениях и обитателях леса
  • ознакомление с деревьями, растущими в лесу
  • сбор природного материал и изготовление коллективной поделки «Лесные тропинки»
  • слушание и пение русской народной песни «Ах. ты береза»
  • логопедическое упражнение «В лесу»
  • самомассаж шариками су-джок «Ежик».

Сентябрь «Осень»:

  • создание альбома «Гербарий из осенних листьев»
  • беседы: «Деревья осенью», «Как мы грибы искали»
  • чтение художественной литературы по теме
  • рисование «Осенняя березка». «Кисть рябины»
  • д/и «Узнай и назови дерево», «Что лишнее». «Что в моей корзинке
  • музыкально- ритмические движения
  • Штраус «Вальс осенних листочков»
  • логопедическое упражнение «Листочки»
  • пальчиковая игра «Дождь».

Октябрь «Дикие животные»:

  • создание макета «Обитатели леса»
  • беседы о животных, обитающих в наших лесах, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу
  • оригами-животные
  • д/и «Загадки-отгадки»
  • дыхательная гимнастика «Кто пасётся на лугу»
  • пальчиковая гимнастика «Белка»

Ноябрь «Птицы леса»:

  • лепбук «Зимующие птицы»
  • наблюдение за птицами на кормушке
  • рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни
  • беседы: «Какие бывают птицы», «Куда улетают птицы», «Наши друзья пернатые»
  • составление сюжетного рассказа по теме «Как мы кормили птиц»
  • рисование «Снегири»
  • слушание «Голоса птиц»
  • упражнение на дыхание «Ворона»
  • распевка «Андрей – воробей».

Декабрь «Маленькой елочке холодно зимой»:

  • выставка «Ёлочка»
  • рассматривание иллюстраций, альбомов, картин знаменитых художников по теме зима
  • беседа «Пришла красавица зима»
  • музыкально – ритмическая игра «Мы пойдем сейчас направо
  • логопедическое упражнение «Ёлка»
  • пальчиковая гимнастика «Мы во двор пойдем гулять».

Январь «Лесная сказка»:

  • целевая прогулка в зимний лес и создание фотоальбома
  • рассматривание иллюстраций, альбомов, картин знаменитых художников по теме зима
  • наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы
  • слушание Чайковский П.И. «Времена года» «Зима»
  • логопедическое упражнение «Зима».

Февраль «Подводный мир»:

  • Создание коллекции ракушек, морских камушек
  • рассматривание картин и книг обитатели подводного мира
  • беседа на тему: «Водоемы родного города» 4
  • чтение художественной литературы
  • рассказы и загадки о рыбах
  • лепка Обитатели морей и океанов
  • д/и лото «Подводный мир»
  • шумовой оркестр «Добрый маляр»
  • су-джок «Черепаха»
  • пальчиковая гимнастика «Рыбка»
  • п/и со словами на звук «Ц» «Цапля на охоте».

Март «Весна. Лесные цветы и травы»:

  • выставка книжек-малышек «Лесные цветы и травы»
  • наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели
  • рассматривание картин по теме весна
  • беседа: «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи»
  • чтение художественной литературы
  • описательный рассказ по теме «Расскажи о весне»
  • лепка «Весенняя веточка вербы»
  • д/и «Сравни и найди», «Бывает – не бывает»
  • слушание Вивальди «Весна»
  • су- джок «Зайки на лужайке»
  • д/и «Полевые и садовые цветы».

Апрель «Земля наш дом родной Наблюдения за насекомыми»:

  • природоохранная акция совместно с родителями
  • беседа: «Чистый воздух и вода – богатство страны»
  • чтение художественной литературы
  • ди «Вставь пропущенное слово»
  • рисование по мотивам мультфильма «Лунтик и его друзья»
  • пение Владимир Шаинский «Кузнечик»
  • пальчиковая игра «Паучок»
  • упражнение на звукопроизношение «Жуки», «Комар».

Май «Праздник леса»:

  • целевая прогулка в лес
  • д/и «Где живут обитатели леса», «Что лишнее» «Чьи следы»
  • рассматривание репродукций картин
  • рисование «Прогулка в лес»
  • прослушивание Эдвард Григ «Бабочка», русская народная песня «Кукушечка»
  • пальчиковая игра «Ветер».

Таким образом, одним из перспективных методов развития связной речи у детей дошкольного возраста является метод проектной деятельности, в рамках которого происходит взаимодействие ребёнка со сверстниками, воспитателями и родителями.

Технология проектирования с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации принципа личностно-ориентированного подхода к детям, учитывая их интересы и индивидуальные возможности в освоении всех форм связной речи.

Проектная деятельность актуальна для детей с ОВЗ, т.к. обеспечивает положительную динамику речевого развития детей, развитие эмоционально-волевой сферы, стимулирует познавательный интерес детей, развитие творческой активности, самостоятельности в познании окружающего мира. Дети учатся планировать свою деятельность, у них появляется чувство уверенности в себе. В процессе проектной деятельности дошкольник получает возможность испытать и использовать свои способности, учится отстаивать свои интересы, согласовывать их с интересами других детей, учится инициативе, анализу. А самое главное создаётся положительный эмоциональный фон для раскрепощения детей. Это очень важно для наших детей.

Список использованной литературы:

  1. Антропова Т.А., Мареева Г.А. «Путешествие в лес» познавательный проект для детей 5-7 лет с ОНР, «ТЦ Сфера», 2018г.
  2. Технология развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. https: //pedagogcentr. ru/publication/3/35/2727
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год