Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ на индивидуальных и групповых занятиях
Развитие речи у детей
Автор: Шляпина Светлана Сергеевна   
17.05.2021 23:00

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ на индивидуальных и групповых занятияхПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ на индивидуальных и групповых занятиях

Речь – величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача – развивать речь ребёнка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребёнка в интересное путешествие по прекрасной стране языка родного языка, помочь преодолеть ему все преграды.

Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.

 

Задача педагога – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы. Как раз с этой целью я использую специальные приёмы, направленные на развитие связной речи. Одно из

успешных и эффективных средств развития связной речи – моделирование. По сути своей оно представляет собой применение знаковой символики при заучивании стихотворений, работу со схемами-планами при пересказах текстов, использование схем для описания одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинение сказок и создание к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики, создание различных моделей-сценок с использованием игрушек – маленьких человечков – при обучении детей грамоте.

1этап.

Знакомство детей со знаковой символикой, внесение знаковой символики в речевую деятельность детей. Использование в учебном процессе символической аналогии, позволяет преобразовать освоение учебного материала в игру. Обучая ребят приёмам запоминания, можно разработать много схем для заучивания стихотворений, например: «Я катаюсь на коньках», «Солнышко», «Разные слова», «Хлеб», «Весна», «Травка зеленеет…», «Птичка»

Картинки-схемы являются для детей опорой для запоминания словесного материала. Это происходит путём соотнесения слова или выражения с рисунком, наиболее подходящим

по смыслу. Обучение ребят запоминанию постепенно приведет к тому, что они станут более отчётливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом включаются в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Запоминая материал по картинкам, ребята пяти-шести лет соотносят их со словом, как по признаку сходства, так и по контрасту. В то же время большинство ребят стремятся к припоминанию слов без называния опорных изображений.

Особенно эффективен этот приём в индивидуальной работе с детьми, которым трудно даётся запоминания на слух.

По такому же пути можно идти, обучая детей умению пересказывать прочитанное им. Например, используется схема при пересказе сказки «Лиса и кувшин», «Четыре желания» К. Ушинского, «Про снежный колобок» Н. Калининой.

Использование знаковой символики при пересказе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепление памяти гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Не к

любому произведению можно составить модельки, необходимо, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был центральный герой. Модельки размещаются последовательно, перед глазами детей появляется наглядный план

пересказа. Самое главное при обучении пересказыванию – выставлять модельки только тогда, когда идёт беседа о содержании произведения. Карточки-символы характеризуют каждую часть текста, дают

возможность пересказывающему не упустить главную мысль произведения. Можно переходить ко второму этапу

2 этап.

Знакомство детей с графической аналогией и составление и зарисовка сказок детьми. Графическая аналогия – это обозначение каким-либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам. Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное и уметь «свёртывать» понятия. Т.е. круг – это сад, корзина, блюдо и т.д. Человек – треугольник. Мебель, книги, дома – прямоугольники.

Читая произведения, просим ребят нарисовать самое главное, т.е. отобразить главных героев и не увлекаться в изображении подробностями. Например, рисуя сказку «Колобок», дети не прорисовывают дом, дорожку, траву, грибы, лес. Затем дети все вместе составляли модели знакомых сказок: «Колобок», «Три медведя», «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка».

Удобно это делать вне занятий. Например, вырезать вместе с детьми 3 коричневых круга разного размера и во время работы задать вопросы: «Сколько здесь кругов?»,

«Чем они похожи и чем отличаются?»,

«В какой сказке есть число три?»,

«Как вы думаете, какой круг будет обозначать Мишутку?»

«Каким кругом обозначим Михайла Ивановича и почему?».

Постепенно без объяснений мы подходим к показу и пересказу сказки «Три медведя». Каждый ребёнок с желанием входит в роль героя. К концу пребывания детей в старшей группе, когда у них понятия об окружающем мире уже более широки, им очень нравится сочинять собственные сказки с особенными сюжетами.

Моделирование развивает фантазию ребёнка, делает обучение привлекательным; интересным; творческим. На этом этапе у детей идет развитие творческих способностей, развивается нестандартное мышление. Создание и моделирование сказок – увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Наша задача направлять ход рассуждений детей, объяснить им принципы построения сказки.

3 этап.

Разработка схем для составления описательных рассказов Придумав символику к схемам, постепенно можно увеличивать количество пунктов плана рассказа.

Схема для составления рассказа об одежде состоит из 6 признаков:

  1. признак – название одежды (шуба, брюки, майка и т.д.);
  2. признак – цвет (голубой, чёрный и т.д.);
  3. признак – ткань (шёлковая, ситцевая, байковая, меховая);
  4. признак – детали (пуговица, молния, карман, воротник и т.д.);
  5. признак – сезонность (зимняя, весенняя, летняя, осенняя);
  6. признак – кто носит? (детская, взрослая, мужская, женская).

Такие схемы можно использовать как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми. Ребенку можно предложить такие вопросы:

  1. Что ты видишь на картинках?
  2. Назови всё одним словом.
  3. Найди и покажи розовое, шёлковое, летнее, детское платье с короткими рукавами, с розовым карманом, с красным поясом, с белым воротником.
  4. Расскажи, как ты нашёл это платье. Во время ответа на эти вопросы дети как бы попутно знакомились с планом пересказа.

Далее можно предложить детям найти шубу и рассказать о ней по уже знакомой им схеме (можно предложить детям выбрать любую одежду и рассказать о ней). Аналогично проходит знакомство со схемой-планом для составления рассказов об обуви. Количество признаков не меняется (их также 6):

  1. признак – название обуви (сапоги, ботинки, туфли и т.д.);
  2. признак – цвет (коричневый, жёлтый, чёрный и т.д.);
  3. признак – материал (кожаные, резиновые, матерчатые);
  4. признак – детали (без каблука, на высоком каблуке, со шнурками, с блестящими украшениями и т.д.);
  5. признак – сезонность (зимняя, летняя, весенняя, осенняя);
  6. признак – для кого (детская, мужская, женская).

В ходе предварительной беседы ребенку предлагаются такие вопросы и задания:

  1. Рассмотри и назови то, что ты видишь.
  2. Назови всё одним словом.
  3. Покажи и назови части обуви (носок, каблук, голенище, застёжку, подошву, шнурок, ремешок).
  4. Послушай, о какой обуви я расскажу: «Они голубые, резиновые, осенние, детские, на низком каблуке, с высоким голенищем». Что это? Найди и покажи.
  5. Попробуй сам также с помощью схемы загадать загадку о любой обуви

(аналогично предлагается детям задание рассказать о предложенной обуви самостоятельно).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год