Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие устной речи детей ЗПР 3-5 лет».
Развитие речи у детей
Автор: Тарасова Ксения Алексеевна   
20.05.2021 04:16

«Развитие устной речи детей ЗПР 3-5 лет».«Развитие устной речи детей ЗПР 3-5 лет».

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский центр образования №1» (МОБУ «СОШ «Кудровский ЦО №1») дошкольное отделение №4

Выступление на заседании методического объединения для воспитателей компенсирующих групп

«Игротренинг. Логопедические игровые тренинги — как средство развития речи дошкольников в работе воспитателей компенсирующих групп» Тема: «Развитие устной речи детей ЗПР 3-5 лет».

Составила: Тарасова К.А. Воспитатель коррекционной группы для детей с ОВЗ И ЗПР в ДО №4 г. Кудрово 30. 11. 2020 г.

Цель: Ознакомление педагогов о формах и методах работы для получения положительного результата с детьми с ЗПР.

 

Скачать конспект

Задачи:

  1. Вызвать заинтересованность педагогов для важности применения практических занятий в индивидуальной работе с детьми по степени усложнения заданий.
  2. Расширить знания о формах работы в ДО с детьми коррекционных групп.
  3. Познакомить с видами наглядного, дидактического и практического материала в работе и тесном взаимодействии воспитателя и учителя – логопеда.

Форма выступления: познавательно — практическая.

Участники: воспитатели и учителя – логопеды групп компенсирующей направленности ДО.

Игровой тренинг для воспитателей

«Развитие устной речи детей ЗПР 3-5 лет»

Лексическая тема: «Домашние птицы»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей ДОУ по развитию устной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • повысить компетентность педагогов по вопросу развития устной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • систематизировать знания педагогов по проблеме формирование устной речи детей в игровой форме
  • вооружить воспитателей практическими навыками работы по развитию устной речи детей.

Актуальность:

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка. Поэтому именно воспитатель должен помочь ребёнку развить его речь. Так как игра является основной деятельностью в дошкольном возрасте, именно она и поможет нам сформировать устную речь у детей.

Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и совместной деятельности.

Как мы знаем наш главный помощник в развитии речи, это развитая мелкая моторика особенности для детей с ЗПР. Поэтому для запуска речи нам обязательно надо обратить внимания на игры, которые развивают мелкую моторику, а также артикуляционный аппарат.

Ход

Я хочу вам немного рассказать о том, какие есть методы и формы развития речи у детей. Какие формы работы я применяю в своей группе я покажу вам на практике игры и упражнения, применяемые в работе с детьми.

Существуют несколько методов развития речи у детей.

Методы:

Наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание, осмотр помещений. С использованием изображений)

Словесные (рассказвание, чтение худ. литр., беседа, рассказ, пересказ, заучивание)

Практические (драматизации, инсценировки, дидактические игры, дидактические упражнения, хороводные игры и т.д.)

Так как я работаю на группе ЗПР, в большей степени для развития устной речи применяются практический метод, но он идёт чаще всего в совокупности с наглядным и словесным методом.

Последняя лексическая тема у нас была «Домашние птицы», вот какие у нас игры и упражнения были на этой неделе.

Главное речевое упражнение (ритуал) это приветствие и прощание, для неговорящих детей это может быть просто помахать рукой при этом воспитатель озвучивает слово «Здравствуй, привет» «До встречи, пока» (слова «привет» и «пока» применяются потому что данные слова имеют меньше предлогов и легче проговаривается чем такие слова как «Здравствуйте и До свидания». Для говорящих детей движение сопровождается словами.

Также перед речевым занятием мы с детьми можем сделать массаж с помощью мячика «су — джоку», пропеть гласные звуки. Сделать упражнения для дыхания «Ветерок», «Мыльные пузыри» (сдуть с ложечки бумажку).

Игра «Спрячь в коробку»

Цель: формирование умения выполнять инструкции Оборудование: игрушка курочка, коробка.

Воспитатель показывает предметы называя их и предлагает спрятать курочку в коробку, если ребёнок не понимает инструкцию, то мы помогаем ему, а затем снова даём возможность самостоятельно спрятать курочку. При этом мы озвучиваем всё что делаем, а также как говорит курочка

Усложнение, для говорящих детей.

Поставить несколько птиц домашнего двора и предложит спрятать определённую птичку, давая самостоятельно взять нужную птицу. Просим сказать как птица говорит «Ко-ко, га-га, кря-кря, кукареку».

Игра «Покорми курочку, покорми уточку»

Цель: развитие мелкой моторики; развитие навыков звукоподражания. Оборудование: зерна разных цветов, игрушки домашних птиц

Воспитатель предлагает покормить курочку и уточку, при этом каждой птице мы кладём определённое зёрнышко. Положив зёрнышко утке, ребёнок должен произнести «Кря-кря», курочке «Ко-ко»

Упражнение звукоподражания

Цель: формирование интереса к действиям — звукоподражаниям; учить соотносить предметы с картинками. Оборудование: картинки с изображением домашних птиц, игры в виде домашних птиц.

Ребёнок должен сопоставить фигурку с изображением, при этом Дидактическая игра сопровождается вопросами «Кто? Как говорит?»

Игра «кто кем был и кто кем станет?»

Цель: закрепление умений о названиях птиц и их птенцов. Помогает детям закрепить полученные знания.

Физкультминутки

«Петушок»

«Цыплёнок»

Игра «Помоги птичке» (играем)

Цель: развитие навыков звукопроизношения; развитие мелкой моторики Оборудование: распечатанные картинки с игрой

Ребенок ходит пальчиками по кружочкам произнося звук, который говорит птица. Например «Ко-Ко-ко-ко» «Ку-ка-ре-ку»

Игры «Лабиринт» (играем)

Также используются игры лабиринты разной сложности, только вот лабиринт мы проходим или с помощью ведения пальчика, с помощью шарика, выкладыванием фасоленок

Цель: развитие мелкой моторики и логического мышления Оборудование: лабиринты, шарик, фасоль

Игра «Найдите мою тень»

Цель: обучение детей находить заданные силуэты путем наложения.

Вариаций игры может быть несколько наложением, также найди такую же тень, соедини пальчиком

Игра «Как это было?» (играем)

Цель: развитие связной и устной речи у детей.

Также данной игрой мы развиваем фантазию ребёнка и логическое мышление. Но так как многие дети не говорящие мы проговариваем сами, кто ещё только начинает, мы помогаем связывать картинки воедино сопровождая соответствующими вопросами «Кто это?, Что делает? И т.п.»

А сейчас я вам хочу предложить составить рассказ.

Составь картинку

Цель: развитие мелкой моторики и логического мышления.

Данная игра помогает детям закрепить знания развить мелкую моторику, а также дополнительно повторить слова

Данные игры у нас использовались по лексической теме «Домашние птицы»,

Выводы:

Таким образом, благодаря данным играм и упражнениям были охвачены все стадии развития речи детей с ЗПР. Игры были адаптированы на каждого ребёнка — говорящего, неговорящего и тех кто только начинает осваивать речь.

Вследствие проведения игрового тренинга, я думаю, что мне удалось повысить компетентность педагогов по вопросу развития устной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР 3-5 лет и вооружить воспитателей практическими навыками работы по развитию устной речи детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год