Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Развитие речи у детей
Автор: Ким Татьяна Вячеславовна   
26.06.2021 19:58

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Восточное Окружное Управление Образования Департамент Образования города Москвы ГБОУ Школа № 1373 Дошкольные программы

Составила: воспитатель Ким Татьяна Вячеславовна Москва 2019

1. «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков, развивать речевое дыхание детей.

Описание: Воспитатель показывает картинку с изображением собаки, щенка, кошки, котёнка и т.п.

Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей). Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Воспитатель показывает картинку с изображением кошки. Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? Котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко?). (Ответы детей). Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей). Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

 

Скачать конспект

2. Игра «Позови свою маму.»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Описание: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок). Кто у цыпленка мама? (курица). Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку и т.п.

3. Сказка «Поспешили – насмешили.»

Цель: Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.

Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе: дом с открытым окном; изображение медведя; лягушки, мышки, курицы, гуся, коровы. Продумать вопросы по тексту сказки.

Описание: Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква — к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи — пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко — корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Га-га-га — горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му- му-му — попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р- р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Вопросы по сказке.

4. Рассказ «Кто как кричит?»

Цель: Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Описание: Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? ( «Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи- пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? ( «Пи-пи-пи».) Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? ( «Мяу-мяу-мяу».) А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу». Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

5. Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Описание: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1. Педагог: – Дети: Кто живёт в дупле? — Белка. Кто живёт в скворечнике? — Скворцы. Кто живёт в гнезде? — Птицы. Кто живёт в будке? — Собака. Кто живёт в улье? — Пчёлы Кто живёт в норе? — Лиса. Кто живёт в логове? — Волк. Кто живёт в берлоге? — Медведь.

Вариант 2. Педагог: -Дети: Где живёт медведь? — В берлоге. Где живёт волк? — В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

6. «Кто что делает?»

Цель: учить детей подбирать предмет к действию и действие к предмету.

Описание: Воспитатель называет действие, а дети должны назвать тех, кто выполняет это действие.

Например, прыгает-зайчик, лягушка. И наоборот, воспитатель называет предметы, а дети называют действие. Например: солнце, лампа-светят.

7. «Придумай слово.»

Цель: обогащение словаря детей.

Давай придумаем тёплые слова (батарея, чай, солнце)

-холодные слова (снег, мороз, лёд, ветер)

-круглые слова (шар, мяч, часы, луна.)

-колючие слова (укол, ёж, комар) и т.д.

8. «Скажи наоборот.»

Цель: подбор слов-антонимов.

Слова- антонимы: высокий- низкий, далеко- близко, грязный- чистый и т.д.

(Этот мальчик добрый, а этот …злой.)

9. «Назови одним словом.»

Цель: подбор обобщающих понятий, обогащение словаря.

Капуста, огурец, лук, помидор- это… (овощи и т.д.)

Кукла, машина, пирамида, кубики-это… (игрушки и т.п)

10. «Назови правильно.»

Фрукты — это……

Мебель- это…

Игрушки-это…

Овощи-это…

11. «Кого или чего не стало.»

Цель: упражнять в образовании формы родительного падежа ед. ч.; способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности.

Описание:

Разложить на столе 4 картинки или 4 игрушки, рассмотреть, спрятать одну. Спросить, какой игрушки не стало. Если ребёнок легко справляется с заданием, убирать по 2 предмета.

12. «Найди отличие.»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, связной речи.

Описание: Подбирать картинки с крупным изображением, очень похожие. Предлагаете найти, чем они отличаются.

13. «Прятки – догадки.»

Цель: закрепление знания предлогов: в, на, под, за.

Ставить1 предмет на разные места. Спросить: куда спрятался зайка? (под стол, на стул, на окно, в шкаф, за дверь.)

14. «Один- много.»

Цель: образование мн. ч. имени сущ-го.

Использовать предметы: стул, мяч, кукла, машинка и т.п

1 тарелка, много- тарелок; Это тарелка, это тарелки и т.д.

1 стул, много- стульев.

15. «Кто что умеет.»

Цель: подбор слов-действий к слову-предмету.

Мама что делает? (Стирает, моет, гладит, готовит.)

Дождик (что делает?) – льёт, капает, стучит по крыше и т.д.

16. "Посчитай."

Цель: согласование числительных с существительными.

1 помидор, 2 помидора, 3..., 4..., 5 помидоров. 1 огурец, 2..., 3..., 4..., 5... 1 репа, 2..., 3..., 4..., 5... 1 кабачок, 2..., 3..., 4..., 5...

(карандаши, куклы, чашки, стулья и т.п)

17"Назови цвет, форму."

Цель: согласование существительных с прилагательным.

Помидор (какой?) – красный, круглый;

(огурец, морковь, репа…)

18. "Назови ласково."

Цель: образование слов с уменьшительно-ласкательным значением.

Помидор – помидорчик; репа – репка; кукла-.., мяч-… и т.п.

19. «Слушай и делай».

Цель игры: учить составлять предложения о действиях детей, отрабатывать грамматические значения слов.

Ход работы. Воспитатель предлагает детям встать в круг. На ушко каждому говорит, что тот должен сделать. Дети по очереди выполняют действия, а все говорят, что они сделали.

Катя танцует. Петя ест.

Маша умывается. Дима поймал рыбу.

Нина катает машину. Света спит.

20. «Доскажи словечко».

Цель игры: развитие точности произношения слов, грамматического значения слова.

Ход работы. Воспитатель читает стихотворение, а дети подсказывают слово в конце стихотворения. В качестве помощи детям используется иллюстративный материал.

Я рубашку сшила мишке,

я сошью ему… (штанишки).

Не послушал зайка папу,

отдавили зайке… (лапу).

Прицепившись к задней шине

Едет мишка на… (машине).

Возле речки, на болоте

Летом вы её найдёте.

То не рыбка, не зверушка-

А зелёная… (лягушка).

Лежебока рыжий кот

отлежал себе… (живот).

Доски на гору везём

Будем строить новый… (дом)

Мишка плачет и ревёт,

Просит пчёл, чтоб дали… (мёд).

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную… (лепили) и т. д.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год