Использование технологии «Ожившая картина» в развитии связной речи у детей с нарушением речи.
Технология "Ожившая картина" — это инновационный метод, который активно используется в коррекционной педагогике для развития связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Она основана на интеграции различных видов деятельности ребенка, включая восприятие визуального материала, творческое воображение и вербальное выражение мыслей. Рассмотрим подробнее, как эта технология помогает детям с ТНР улучшить свою речь и развить коммуникативные навыки.
Основные принципы технологии:
- Использование визуальных образов: В основе метода лежит использование картин, которые помогают ребенку лучше воспринимать и запоминать информацию. Это особенно важно для детей с ТНР, поскольку они часто испытывают трудности с пониманием абстрактных понятий и нуждаются в наглядных примерах.
- Интерактивность: Ребенок активно участвует в процессе создания "оживления" картины. Это может включать добавление деталей, изменение композиции или даже создание новых сюжетов. Такой подход стимулирует креативное мышление и развивает умение выражать свои мысли через речь.
- Эмоциональная вовлеченность: Картина становится "живой" благодаря эмоциональному отклику ребенка. Он учится передавать свои чувства и эмоции, что способствует развитию экспрессивной стороны речи.
- Работа над структурой высказывания: Технология позволяет педагогу корректировать структуру предложений, исправлять ошибки в грамматике и лексике, помогая ребенку формировать правильные речевые конструкции.
Этапы работы с технологией:
- Знакомство с картинкой: Педагог по ИЗО знакомит с картиной, показывают и описывает картину, задает вопросы, направленные на выявление деталей и особенностей изображения.
- Обсуждение сюжета (учитель-логопед): Вместе с детьми обсуждает сюжет картины, кто изображён, какие действия происходят с помощью мнемотаблиц и картинно-графических схем. Это помогает развивать умение выстраивать последовательность событий и логически связывать части рассказа.
- Создание истории: Ребенок придумывает историю, основанную на картине, структурировать повествование, на задаваемые ему наводящие вопросы и предлагаемые варианты развития сюжета.
- Презентация: Ребенок рассказывает свою историю перед аудиторией (другими детьми). Это укрепляет уверенность в себе и развивает навыки общения.
Преимущества технологии:
- Развитие воображения: Дети учатся создавать собственные истории, развивая творческие способности.
- Улучшение грамматики и лексики: Постоянная практика построения предложений и использование новых слов обогащают словарный запас и улучшают грамматические навыки.
- Социальная адаптация: Участие в коллективных занятиях и выступлениях способствует социальной адаптации ребенка, учит его взаимодействовать с окружающими.
- Повышение мотивации: Интересный и увлекательный процесс работы с картинами мотивирует детей к коммуникации. У детей обогащается словарный запас, развивается связная речь.
Заключение:
Чтобы понять, проникнуться сюжетом картины, юные экскурсоводы, познакомившись с полотном великого русского художника В.Г. Перова «Рыболов», решили «Оживить картину», получив массу позитивных эмоций и впечатлений.
Технология "Ожившая картина" является эффективным инструментом для коррекции и развития связной речи у детей с ТНР. Она сочетает в себе элементы игры, творчества и обучения, что делает процесс увлекательным и продуктивным. Использование этой методики помогает детям не только улучшать речевые навыки, но и развивать личностные качества, такие как уверенность в себе, креативность и способность к общению.
- Копылова Лиана Анатольевна Педагог по ИЗО,
- Чурилова Елена Владимировна Учитель-логопед,
- Дакаева Седа Анзоровна Учитель-логопед,
Филиал МАДОУ «ДС «Теремок» «Северное сияние», г. Новый Уренгой, ЯНАО
|