Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогическая статья «Современная технология развития памяти и речи детей дошкольного возраста — метод мнемотехника»
Развитие речи у детей
Автор: Мальцева Марина Васильевна   
02.11.2021 19:40

Педагогическая статья «Современная технология развития памяти и речи детей дошкольного возраста — метод мнемотехника»Педагогическая статья «Современная технология развития памяти и речи детей дошкольного возраста — метод мнемотехника»

«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам — он
будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский

В современном мире очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. С чем это связано? После цифровой революции поколение людей изменилось. Современные дети уже с малых лет осваивают телефон и планшет и соответственно больше времени проводят с телефоном в руке, нежели чтением книг с мамой или папой. У детей пропадает любовь к книгам, а чтение играет одну из основных ролей в развитие личности каждого ребенка. И перед нами -педагогами стоит задача научить детей любить книгу, заинтересовать детей книгой, воспитать у ребенка интерес к чтению, заучиванию стихотворений.

Каждый воспитатель сталкивался с тем, как сложно бывает детям придумать предложение, пересказать короткий рассказ, выучить даже самое маленькое четверостишие. Для заучивания стихотворений уходит очень много времени и регулярных повторений. Как сделать так, чтобы дети с интересом, легко и быстро запоминали стихотворения?

Мне в моей работе с детьми в детском саду помогло использование метода — мнемотехника. Мнемотехника оказывает положительное влияние на процесс лексической, грамматической и фонетической формы речи детей дошкольного возраста. Благодаря данному методу в игровой форме дети легко и быстро, с огромным интересом запоминали любые стихотворения, пересказывали небольшие рассказы. Этот метод особенно актуален при работе с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Скачтаь конспект

Мнемотехника, в переводе с греческого языка обозначает «искусство запоминания». Это система различных приемов и методов обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования ассоциаций, а следовательно развитию и обогащению речи ребенка. Суть метода «мнемотехника» заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение), которое заносится в мнемоквадрат, мнемодорожку или в мнемотаблицу. Главное необходимо передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Таким образом все стихотворение или рассказ зарисовывается схематически.

Структура мнемотехники строится от простого к сложному, от простейших мнемоквадратов переходим к мнемодорожкам, а затем к мнемотаблицам. Мнемоквадрат -это отдельная карточка с изображением символа, предмета или действия. Мнемодорожка – это последовательность изображений, которые расположены в ряд. Не связанные, на первый взгяд изображения соединены одним сюжетом. Каждое нарисованное изображение несет в себе визуальную и слуховую информацию.

Мнемотаблица — это таблица в которой в каждом квадрате есть изображение (обычный рисунок или схематическое изображение) например персонажей сказки, явлений природы, любых предметов, где каждое изображение имеет свой смысл.

При запоминании информации у ребенка одновременно работают и визуальное и слуховое восприятие. Когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него в памяти возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, а в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные им образы, что способствует лучшему осмыслению текста. Использование опорных рисунков, «зашифрованных» в мнемотаблицу, помогают выучить стихотворение любой сложности, увлекает детей, превращает занятие в игру

Основные этапы работы над стихотворением с использованием мнемотаблицы:

  1. Выразительное чтение стихотворения педагогом;
  2. Побуждение детей выучить это стихотворение наизусть;
  3. Чтение стихотворения педагогом, с опорой на мнемотаблицу;
  4. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль;
  5. Воспроизведение каждой строчки стихотворения, с опорой на мнемотаблицу.
  6. Самостоятельное воспроизведение стихотворения детьми по желанию, с опорой на мнемотаблицу.
  7. Воспроизведение стихотворения целиком со всеми детьми с опорой на мнемотаблицу.

Перед вами пример нарисованной мнемотаблицы к заучиванию стихотворения В.Степанова «Космонавт»

«В темном небе звезды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной»

Мнемотаблица помогает точно воспроизвести последовательность событий, делает высказывания ребенка более выразительными, эмоциональными, а также формирует навык контроля и самоконтроля за построением высказываний. Мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста я использовала для разучивания стихотворений, скороговорок, чистоговорок,, составлению рассказов и обучению пересказа. Такие таблицы можно нарисовать самим и использовать на занятии как наглядное пособие.

В результате моей работы с детьми дошкольного возраста у детей появился интерес к книге, чтению, заучиванию стихотворений, загадок, пересказыванию сказок и рассказов, словарный запас детей вышел на более высокий уровень. Декламируя стихотворения многие дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно рассказывать стихотворения перед гостями и родителями на детских утренниках. Родители детей в свою очередь, увидев результаты детей, заинтересовались каким способом детям так быстро удается выучить и запомнить все стихотворения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (357) выйдет
13 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год