Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию навыков связной речи с использованием инновационных технологий для детей с ОВЗ «Путешествие в сказочный лес»
Развитие речи у детей
Автор: Петренко Светлана Адольфовна   
17.11.2021 05:58

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию навыков связной речи с использованием инновационных технологий для детей с ОВЗ «Путешествие в сказочный лес»Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию навыков связной речи с использованием инновационных технологий для детей с ОВЗ «Путешествие в сказочный лес»

Цель: Создание условий для речевого развития детей старшей группы компенсирующей направленности посредством коррекционных технологий.

Задачи:

коррекционно-образовательная: учить детей выделять в речи слова, обозначающие действия предметов; практическое употребление в речи предлогов (в, на, под); обобщить и закрепить знания детей о диких животных через игровые приемы; учить безошибочному употреблению падежных конструкций;

коррекционно-развивающая: развивать диалогическую и связную речь, общие речевые навыки, просодической стороны речи, речевого слуха, зрительного гнозиса, творческих способностей, воображение, скоординированность движений со словами, мелкую моторику.

 

коррекционно-воспитательные: способствовать воспитанию навыков сотрудничества, взаимопонимания, инициативности; любви и бережного отношения к природе, сострадания к лесным жителям, желание им помочь.

Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом логопедического заключения.

Индивидуальная работа: продолжать учить Аню, Сашу отвечать на вопросы воспитателя. Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Используемые инновационные технологии:

  • игровые технологии
  • компьютерные технологии
  • здоровьесберегающие технологии

Материал: мультимедийное оборудование к занятию, игровое пособие «Чудо-парашют», д/игры «Чудо крестики», «Соты» Воскобовича В. В., д/игра «Колумбово яйцо», д/ игра «Весёлая мозайка», «чудесная коробочка» с ленточкой, сухой бассейн 4 шт. (1- с киндер сюрпризами, 2- с шишками, 3 — жёлуди и каштаны, 4- зёрна кофе, фасоль, макароны, горох); 8 альбомных листов с изображением цветка без лепестков, в нижней части листа дано задание (количество лепестков и их цвет), краски 8 шт., влажные салфетки, стакан с водой — 8 шт., оргстекло для рисования в парах 2 шт., следы ног и рук, столы под номерами (2, 5, 7, 10) мешочек с числами, массажные шарики «Су-Джок» по количеству детей, аудиозапись «Звуки леса»; фонограммы музыкальны произведений Исаака Дунаевского.

Предварительная работа:

  • чтение и беседы по сказкам;
  • самостоятельное рассматривание иллюстраций прочитанных сказок;
  • рассматривание картин, иллюстраций с изображением диких животных;
  • игровые упражнения по развитию мимики;
  • упражнения на ориентацию в пространстве «Вправо-влево»;
  • слушание музыкальных произведений.

Вводная часть

Цель: создание позитивной атмосферы, настрой на занятие.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас гости, давайте им улыбнёмся и поприветствуем их. Добрый день!

Игра на создание положительного эмоционального фона

«Утро начинается»

Добрый день! Заниматься нам не лень!

Как обычно, для порядка, дружно сделаем зарядку (выполняют физ. упражнение)

Справа друг и слева друг (дают правую, левую руку и берутся за руки)

Встанем все в веселый круг! (поднимают руки вверх, становятся на носочки)

Речевой настрой:

- Я рада видеть вас сегодня таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений.

Воспитатель: Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

К нашей группе подошла,

Зазвонил вдруг телефон

Номер был мне не известный 555334

Может это вы звонили?!

Дети: Нет, мы не звонили.

Воспитатель: А кто же мог позвонить, как вы думаете?

Дети размышляют.

Воспитатель: Я бы тоже никогда не догадалась. Это была фея, она звонила из одного сказочного леса, и сказала, о том, что отправила нам видео письмо.

Ребята, если вам интересно, то мы можем его посмотреть и узнать, о чём нам хотела рассказать лесная фея.

Дети: Нам интересно и хочется узнать, что сообщила нам фея.

(педагог жестом направляет внимание детей на экран)

Использование ИКТ: появление сказочного персонажа на экране.

Голос феи: Дорогие ребята! Обращается к вам лесная фея. Это, мой прекрасный сказочный лес, жители этого леса очень дружные и весёлые.

Использование ИКТ: появление на экране картинки с изображением сказочного леса в тумане.

Голос феи: В нашем сказочном лесу случилась беда. Злой волшебник, напустил на лес туман, и всё заколдовал. Ни кто в лесу не прыгает, не бегает, не летает, не поёт.

Сегодня, в моём лесу особенный день, оказавшись в нём можно помочь нам освободиться от злых чар волшебника.

Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь жителям леса, или отложим пока эту просьбу на потом.

Дети: Надо идти на помощь, надо помочь жителям леса и т.д.

Воспитатель: Я тоже так считаю, если кто-то, просит о помощи, надо обязательно помочь им. Хочу, ребята предупредить вас, это ведь сказочный лес, и в нём могут подстерегать нас разные неожиданности. Не испугаетесь?!

Дети: Нет, мы не боимся! А ещё, что бы развеять злые чары волшебника надо будет выполнить разные задания. Готовы?!

Дети: Да мы готовы.

Воспитатель: Сейчас я проверю, как вы готовы?!

Игра «Скажи — наоборот» с мячом.

(развитие грамматической стороны речи, упражнения в подборе слов – антонимов)

Воспитатель: Какие ребята со мной отправятся в сказочный лес, может быть злые?

Дети: Нет. Добрые.

Воспитатель: Мы возьмём в путешествие не трусливых, а каких?

Дети: Смелых.

Воспитатель: В путешествие отправятся не ленивые, а какие?

Дети: Трудолюбивые.

Воспитатель: И не грустных возьмём с собой, а каких?

Дети: Весёлых.

Воспитатель: А как же нам оказаться в сказочном лесу, кто знает?

Дети: Нам понадобится волшебный транспорт?

Воспитатель: Назовите какой?

Дети: Волшебный самолёт, ступа, ковёр самолёт и …т. д.

Воспитатель: А на чем мы отправимся в путешествие — поможет определить чудесная коробочка, и с помощью считалочки мы узнаем, кому же достанется такое ответственное поручение.

Считалка «Мы собрались поиграть

Воспитатель: Сейчас мы узнаем, на чём мы отправимся в сказанный лес.

(Ребенок тянет за ленточку, которая свисает с коробочки, на конце ленточки картинка с изображением «ковра -самолёта»).

Дети: На ковре самолёте.

Воспитатель раскладывает «ковёр самолёт».

Воспитатель: Здесь есть для каждого посадочные места, занимайте их.

Дети берутся за ручки «посадочные места» и готовятся в путь.

Воспитатель: Нам надо вместе взлететь и приземлиться.

Использование ТСО: Дети вместе с воспитателем под музыку поднимают и опускают ковёр3раза, идут (летят) по кругу.

Воспитатель: Вот мы и прибыли в сказочный лес. Ребята, а нас уже встречают, посмотрите.

Использование ИКТ: на экране появляется лесная поляна с большим дубом и совой.

Сова: Здравствуйте мои друзья. Меня зовут Бумба. Я очень рада видеть вас в нашем сказочном лесу. Что бы, помочь жителям нашего леса, вам нужна карта. Но злой волшебник забрал её и порвал на разные части.

Воспитатель: Ребята, что же нам делать?

Дети: Надо найти карту?

Воспитатель: Давайте начнём поиски карты. Дети и воспитатель ищут карту, которую порвал злой волшебник. Находят её части в сухом бассейне.

Воспитатель: Ребята, а карта действительна порвана. Как же теперь мы узнаем куда идти, и кому нужна помощь?

Дети: Надо карту собрать.

Дети и воспитатель садятся на поляну «ковёр самолёт» и собирают карту.

Воспитатель: Если мы собрали карту правильно, то она появится на этом волшебном экране.

Использование ИКТ: на экране появляется карта леса.

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь мы поможем жителям леса.

Воспитатель: Ой, ребята, куда же нам идти: прямо, налево или на право? Как узнать? Что делать?

Дети: Надо определить какая стрелка первая стоит, в ту сторону и идти. Первая стрелка указывает дорогу «Прямо».

Упражнение на координацию речи и движения «Нам в лес волшебный нужно…»

Использование мультимедийного оборудования (дети переходят в другую зону, где находится мультимедийный экран, на экране появляетсяцветок, а вокруг него цветы без лепестков)

Воспитатель: Посмотрите, и здесь нас уже ждут.

Цветок: Здравствуйте ребята! Меня зовут Лютик. Злой волшебник напустил на нашу поляну цветов, сильную бурю, и все лепестки унесло ветром. Только я один и остался. Помогите, пожалуйста, моим друзья — цветам вернуть свои лепестки?

Воспитатель: Ну что ребята, поможем?

Дети: Да поможем.

Воспитатель: Рисовать мы будем пальчиками, так как в лесу нет кисточек. А что бы легче было справиться с этим заданием, предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Девочки и мальчики»

Воспитатель: Ребята, при выполнении задания будьте внимательны, лепестков должно быть столько же, сколько кружочков на листочке, и лепестки должны быть таким же цветом как кружочки.

Звучит музыка. Дети садятся за столы, где разложены краски, листок с заданием для рисования пальчиками лепестков для цветов.

Воспитатель: Если вы всё сделали правильно, то цветы на поляне вновь оживут.

Использование мультимедийного оборудования: на экране появляется цветочная поляна с красивыми цветами.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что эти цветы живут на поляне данным давно. Они всё слышат и всё запоминают – кто здесь бывает, о чём говорят.

Воспитатель: Ложитесь на поляну, закрывайте глаза и слушайте. Голос цветов необычный, он похож на музыку. Послушайте, о чём говорят цветы.

Игра релаксация «Голос цветов»

Использование ТСО: звучит музыка «Вальс цветов» Дунаевского

Дети лежат на поляне и слушают музыку – «голос цветов».

Воспитатель: Ребята кто из вас расскажет, что ему рассказал цветок.

Дети: Мне цветок рассказал, что приходил к нему злой волшебник. А мой цветок сказал, что у него есть друг, маленькая пчёлка и т.д.

Воспитатель тоже рассказывает, что он услышал от цветов.

Использование ИКТ: на экране появляется карта леса.

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше, в какую сторону нам идти?

Дети: Пойдём в правую сторону. Дети и воспитатель поворачиваются в правую сторону, и идут по дороге, и видят следы — ног и рук.

Упражнение «Весёлые медвежата»

Воспитатель: Какая необычная дорога (следы- отпечатки ног, ладоней). Кто знает, как здесь надо идти?

Дети показывают — на следы надо наступать, на ладошки класть ладошки и идти вперёд.

Использование ИКТ: Лес с тенями зверей. Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Воспитатель: Мы пришли на поляну зверей. Посмотрите, злой волшебник очень плохо поступил с животными, он их превратил в тени. Так, что тени есть, а зверей нет. Расколдовать их можно, собрав вновь по частям. Вы готовы?

Дети: Да мы готовы.

Воспитатель: Я знаю, что здесь есть волшебные лаборатории, где можно расколдовывать злые чары и поступки. И вы туда отправитесь. Но кто, в какой лаборатории будет работать, вы сейчас узнаете.

Воспитатель берёт мешочек с цифрами, ребята по очереди достают из него цифру и узнают номер своей лаборатории. На столах – лабораториях лежат конверты с тенью животного, которого надо собрать из геометрически фигур ( «Чудо крестики», «Соты», «Колумбово яйцо», «Напольная геометрическая мозаика», «Палочки Кьюзенера»). Дети выполняют задания.

Воспитатель: Ай да ребята, ай да молодцы! Если мы с вами правильно зверей расколдовали, то они сейчас появятся в лесу.

Использование ИКТ: на экране оживают лесные звери.

Воспитатель: Ребята, скажите, фигуры каких животных, вы разкалдовали?

Дети: Я разкалдовали лису, а я зайца, а мы волка и т.д.

Воспитатель: Правильно. А все вместе они кто?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: А почему они называются дикими животными?

Дети: Дикие животные живут в лесу, они сами о себе заботятся, устраивают жилище, находят себе пищу. Их дом – это лес.

Воспитатель: Ребята, если вдруг опять появится злой волшебник, предлагаю зверям напомним, куда им надо спрятаться.

Дети: Лисе надо спрятаться в нору, волку прятаться в логове, заяц спрячется под кустом, белка в своём дупле, медведь спрячется в берлоге, ёжик пусть прячется под пенёк.

Воспитатель: Дикие животные этого леса очень благодарны вам за оказанную им помощь. И в знак благодарности приготовили для вас подарок, вот такие необычные шарики. Давайте поблагодарим их, и поиграем с шариками.

Массаж пальцев рук «Су-Джок» с использование массажных шариков

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Использование ИКТ: На экране вновь появляется карта леса.

Воспитатель: По какой дороге мы отправляемся дальше?

Дети: По дороге, которая ведёт влево.

Воспитатель: Вы ещё не устали, готовы идти дальше?

Дети: Да, готовы. Мы не устали.

Воспитатель и дети идут влево и беседуют.

Упражнение «Наши эмоции» — психогимнастика

Воспитатель: Ребята, если нам станет грустно, то какое выражения лица у нас будет, покажите друг другу.

Дети показывают грустное лицо.

Воспитатель: А если нам станет страшно? (Дети показывают лицо со страхом)

Воспитатель: А сейчас, у нас весёлое настроение?! (Все ребята улыбаются)

Воспитатель: Ребята, послушайте, что то, в лесу очень тихо (Дети слушают тишину)

Использование ИКТ: Появляется сова.

Сова: Ребята, вы уже заметили, что птицы не поют в нашем лесу, потому, что злой волшебник смешал название птиц с разными предметами. Помогите им освободиться?

Воспитатель: Я знаю одно весёлое стихотворение, которое нам поможет. Ведь смех может разрушить зло.

Игра «Прилетели птицы»

Игра на развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Воспитатель: С помощью такого шутливого стихотворения мы освободили всех птиц.

Использование ИКТ: Сказочный лес без волшебства. Звучит пение птиц.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой стал лес, красивый, туман исчез — слышите, радостно запели птицы, звери весело играют.

Воспитатель: А каким чистым стал воздух в этом лесу, как легко стало дышать. Давайте все вместе глубоко, глубоко вдохнём этот воздух.

Упражнение «Чистый воздух» — 3раза.

Игровое упражнение на развитие речевого дыхания

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы, славно потрудились, помогли расколдовать лес — справились со всеми проказами злого волшебника. Ну что ж, нам пора обратно возвращаться в детский сад.

Использование ТСО: Дети вместе с воспитателем под музыку поднимают и опускают ковёр3раза, идут (летят) по кругу.

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Ребята вам понравилось наше путешествие в сказочный лес? Что вам больше всего понравилось? А с каким настроением вы вернулись в детский сад?

Литература:

  1. Лапковская В.П., Володькова Н.П. «Речевые развлечения в детском саду» – М.: Мозаика-синтез, 2008г.
  2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002, с. 294, с. 446.
  3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. — Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008, с.200.
  4. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. — Спб.: КАРО, 2006, с. 63, с.65.
  5. Интернет ресурс.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год