Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Развитие речи у детей
Автор: Храмова Ирина Александровна   
21.01.2022 12:31

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.
  • познакомить детей с рассказом Е. Пермяка «Первая рыбка»
  • упражнять в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу
  • формировать умение детей слушать, понимать услышанное и пересказывать рассказ близко к тексту.

Развивающие:

  • развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста, предложениями различных конструкций
  • упражнять в умение грамматически правильно строить свое высказывание, расширять и активизировать словарь по теме.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения
  • воспитывать самоконтроль за речью
  • воспитывать интерес к детской литературе.

Обогащение словаря: ерш, ершище, ершишка, ершистая.

Предварительная работа: показ презентации «Подводное царство»; рассматривание альбомов про рыб; чтение художественной литературы, загадывание загадок.

Оборудование: иллюстрации к рассказу; картинки с изображение речных рыбок.

ХОД ООД

1. Организационный момент: Речевая разминка.

Чистоговорка:

АН – АН – АН — глубокий океан

РЯ – РЯ – РЯ – синие моря

НА – НА – НА – обитатели морского дна

ВЕ – ВЕ – ВЕ — рыбы плавают в воде

НЕ – НЕ – НЕ — осьминог на дне

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ — рыбу я ловлю

ТА – ТА – ТА — под водою красота

Воспитатель: А сейчас небольшая разминка. Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

- Кто такие мальки? (маленькая рыбка, недавно вышедшая из икринки)

- Чем ловят рыбу? (сетями, удочками)

- Как называется суп из рыбы? (уха)

- Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

Игра: «Великан и Гномик на рыбалке» (образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов)

Воспитатель: Поиграем в игру «Великан и гномик на рыбалке». Узнаем какую рыбу может поймать великан, а какую гномик.

Великан поймал карася, а Гномик – карасика.

Великан поймал пескаря, а Гномик – …

Великан поймал леща, а Гномик – …

Великан поймал сома, а Гномик – …

Великан поймал карпа, а Гномик – …

Великан поймал ерша, а Гномик – …

Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).

Воспитатель: Я буду читать вам предложение, а вы должны выбрать из предложенных ответов нужный вариант.

- Рыбка к камню. (отплыла, подплыла). Рыбка от берега. (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку. (вплыла, переплыла).

Физкультминутка: «Речка»

К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга)

Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками)

Раз, два, три, четыре — (Прыжки на месте)

Вот как славно освежились. (Потянулись, руки вверх)

А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу, взявшись за руки)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс, (Показывают «брас»)

Одной, другой — это кроль, (Показывают «кроль»)

Все как один плывем как дельфин. (Идут по кругу, сложив вытянутые руки)

Вышли на берег крутой (Маршируют)

И отправились домой.

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке.

Рассказ написал Евгений Андреевич Пермяк, это русский писатель который, писал не только взрослые рассказы, повести, но и короткие рассказы для детей. Рассказ, который я хочу вам прочитать называется «Первая рыбка»

- Прослушайте текст, а после прочтения, подумайте, почему рассказ так называется?

Первичное прочтение текста "Первая рыбка" Е. Пермяк.

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только

один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы

поймали и всю бабушке отдали.

Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

- От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша

уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли

навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался

потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Воспитатель: О чем говорится в этом рассказе? Почему этот рассказ называется «Первая рыбка?

- Почему этот текст называется «рассказ»?

- Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

- В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

- Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить).

- Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

- Сколько рыбы поймал Юра?

  • Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище

крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра

большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома».

Воспитатель: Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».

- Чему радовался Юра? (Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.)

Воспитатель: Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)

- уха (суп из рыбы)

- котелок (посуда, для варки пищи над огнем)

- вокруг (около, возле, рядом)

- ершище (большая рыба)

- нахваливать (много хвалить)

- навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)

Воспитатель: А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.

Повторное чтение рассказа.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.

- Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья

рыбу ловить и уху варить)

- Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)

- Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)

- Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)

- Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)

- Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)

- Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)

-Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение).

- Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной

ухе была и моя маленькая рыбка)

Воспитатель: Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать.

Прочтение текста в третий раз.

5. Закрепление темы занятия.

Пересказы рассказа детьми.

После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает,

кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские

слова и выражения.

Воспитатель: В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому?

- Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький).

- Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?

- Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище».

-Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).

- Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы

считаете, что нельзя?

- А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?

Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в какой воде любят жить рыбки?

А давайте поиграем?

- Я буду называть слова, а вы подбираете слова противоположные по смыслу:

Прозрачная — мутная

Горячая — холодная

Сырая -кипяченая

Соленая- пресная

Грязная — чистая

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и немного поговорим. С каким произведение познакомились сегодня?

- Кто автор этого произведения? Что вам больше всего понравилось?

- Что вызвало затруднение?

-Я хочу всех поблагодарить за вашу внимательность. Предлагаю вам рассказать рассказ «Первая рыбка» дома своим родителям, братикам и сестренкам.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год