Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по развитию речи у детей 5-6 лет детского сада «Путешествие в весенний лес».
Развитие речи у детей
Автор: Тегаева Ольга Николаевна   
29.01.2022 22:43

Конспект НОД по развитию речи у детей 5-6 лет детского сада «Путешествие в весенний лес».Конспект НОД по развитию речи у детей 5-6 лет детского сада «Путешествие в весенний лес».

Тегаева Ольга Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 75 «Сказка», воспитатель

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.

Задачи:

  • продолжать учить детей звуковому анализу слова
  • закрепить знания о шипящих звуках, упражнять в их произношении
  • повторить виды насекомых и пресмыкающихся, их природные звуки
  • закрепить знания о диких животных и местах их обитания
  • закрепить умения в делении слов на слоги
  • упражнять в словообразовании с помощью задания «Назови ласково»
  • упражнять в подборе антонимов – прилагательных и антонимов – глаголов
  • продолжать развивать мелкую моторику при написании графического диктанта
  • укреплять речевой аппарат и совершенствовать произношение звуков методом повторения чистоговорки и скороговорки
  • применять здоровьесберегающие технологии при организации пальчиковой гимнастики, динамической паузы.

Скачать конспект

Интеграция образовательных областей: Развития речи, Экологическое образование, Познание (окружающий мир).

Наглядный и демонстрационный материал:

  • презентация, запись звуков природы,
  • полянка из поролона с цветами, картинки со звуками С Ж З,
  • картинки с цветами, с пчелой, комаром, змеёй,
  • дерево (на стене) с сидящими на нём птицами.

Материал на каждого ребёнка:

  • коробочка со звуками и слогами,
  • простой карандаш,
  • лист в крупную клетку.

Оборудование:

  • магнитофон,
  • телевизор,
  • доска или мольберты.

Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся, улыбнёмся друг другу и встретим день с хорошим настроением со словами:

Здравствуй, дружочек!

Здравствуй, дружок! (дети поворачиваются друг к другу- улыбаются)

Скорей становись

Со мною в кружок. (дети становятся в круг)

Руку мне дай,

И я тебе дам. (подают друг другу руки, образовывая хоровод)

И будет весело нам.

Громко мы крикнем

На весь белый свет:

- Люди, привет! (говорят громко)

Солнце, привет!

Пташек пугать (качают головой из стороны в сторону)

Мы не станем – нет, нет –

Ласково скажем: (тихая, ласковая интонация)

- Привет, привет!

Восп. Ребята, посмотрите, какое чудесное утро нас встречает! Кто вспомнит, какое сейчас время года, и какой месяц? (Ответы детей: весна, апрель)

Давайте повторим с вами стих-е С.Я. Маршака. «Апрель. Я начну, а вы по моему знаку рукой будете по очереди продолжать.

На последних словах…и расцвел подснежник — обратить внимание детей на полянку с подснежниками.

Восп. Ребята, а где растут подснежники? (в лесу) Давайте и мы отправимся на прогулку в лес. Но сначала вспомните, как надо вести себя в лесу? (дети говорят правила поведения в лесу).

Звуки природы. На экране (на полянке растут цветы, летают комары, пчёлы, ползёт уж или змея).

Восп. Дети, мы оказались с вами на лесной полянке. Следите глазами. Каких насекомых вы видите на ней? (дети: комара и пчелу). Давайте вспомним, какой звук произносит комар? Дети произносят звук [з]. А пчела? – звук [ж]. А кто ещё там ползает? (дети: змея). Как змея шипит? – произносят звук [ш].

Посмотрите, перед вами цветы и картинки. На тот цветок, где сидит комар поставьте картинки со звуком [з], где пчела – со звуком [ж], где змея – со звуком [ш].

На магнитной доске прикрепляем три цветка, а под ними по пять-шесть картинок на каждый звук, вызываются дети по одному, выбирают нужные картинки и передвигают к соответствующим цветкам. На следующем цветке сидит пчела, затем змея. Картинки с соответствующим изображением дети подвигают к оставшимся двум цветкам по очереди.

Молодцы, ребята, правильно расставили все картинки.

Мы идём с вами дальше по лесу.

Восп. с детьми подходят к дереву.

(птицы- (оригам) сидят на дереве. Грачи, сова, сорока).

Кого вы видите? (Птиц). Отдайте загадку, о какой птице сейчас поёдёт речь.

Одета скромно эта птица

Она как будто ученица

Бело-чёрный весь наряд

Воровка, люди говорят

Всё блестящее хватает

Не спросив и улетает

Вижу я её с порога

Сидит на дереве

(Сорока)

Восп. Правильно, сорока. Скажите, сколько слогов в слове сорока (три слога)?

Дети подставляют тыльную сторону ладони под подбородок или отхлопывают в ладоши, считая количество слогов.

Ребята, лес это не только дом для птиц, а кто ещё живёт в лесу? (дети: заяц, волк, медведь, лиса).

На экране телевизора (заяц, волк, медведь, лиса).

Восп. Подумайте, где живёт заяц (под кустом). Сколько слогов в слове куст?

Как называется дом волка (логово). Сколько слогов в слове логово?

Где живёт медведь? (берлоге). Сколько слогов в слове берлога?

Где живёт лиса (норе). Сколько слогов в слове нора?

Назовите их ласково.

Например, белка — пушистая, давайте назовём её ласково — пушистенькая. Волк – серый, а ласково — серенький; заяц – ушастый, а ласково – ушастенький. Лиса рыжая, а ласково – рыженькая. Медведь – косолапый, а ласково — косолапенький.

Выходите на полянку поиграть с медвежонком.

Динамическая пауза.

Мишка вылез из берлоги, (шагают на месте)

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил (Вращения головой)

Наклонился вперёд – назад, (Наклоны вперёд – назад)

Вот он по лесу идёт. (шагают на месте)

Ищет мишка корешки (ладошку левой руки ко лбу, повороты корпусом вправо-влево)

И трухлявые пеньки. (то же правой рукой)

В них съедобные личинки -

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Наконец медведь наелся (погладить по животу)

И на брёвнышке уселся (сесть на пол).

Воспитатель обращает внимание под дерево. Там на подставке игрушка би-ба-бо медведь.

Воспитатель берёт БИ-БА-Бо.

Воспитатель озвучивает медведя.

Медведь: Ох-ох-ох…

Восп. Ты чего, Мишка, грустишь? (Что- то шепчет на ухо воспитателю)

Ребята, он грустный, потому что перепутал слова. Давайте поможем ему назвать слова наоборот (называются слова без картинок, на слух).

Прилагательные:

Весёлый – грустный

Маленький – большой

Худой – полный

Сухой – мокрый

Белый – чёрный

Светлый – тёмный

Длинный – короткий

Глаголы:

Идти – стоять

Плакать – смеяться

Молчать – говорить

Терять – находить

Начинать — закончить

Встречать – провожать

Светлеть – темнеть

Медведь. Ребята, раз вы такие умненькие – разумненькие помогите мне разгадать загадку, которую мне хитрая Лисичка прислала. Она мне сказала, что подарит мне то, что зашифровала в загадке, если не отгадаю, сюрприз ей останется. А то я сам не разберу…

Восп. Ребята, поможем косолапому? (ответы детей: да). Тогда рассаживайтесь за столы, выпрямляйте спинку. Сначала сделаем зарядку для пальчиков.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Быть послушным каждый пальчик

Непременно научу.

Дети под диктовку пишут графический диктант. См. Приложение. Получается (рыбка).

После написания диктанта предложить детям встать и сделать расслабляющую гимнастику для рук). см. Приложение

Восп. Ребята, давайте покажем Мишке, как мы умеем чисто, быстро и правильно проговаривать слова. (Скороговорка, чистоговорка о рыбке). см Приложение.

Медведь: Спасибо вам, ребятки. Какая огромная рыба получилась! Очень мне интересно, а в слове РЫБА много звуков и слогов? Вы не знаете? (обращается к детям).

Восп. Мишка, ребята с помощью волшебной коробочки, в которой лежат квадратики и прямоугольники, смогут посчитать количество звуков и слогов в слове РЫБА.

Медведь: а что это за волшебная коробочка? (дети объясняют Медведю, что красные, синие, зелёные квадратики обозначают звуки: гласные, согласные твёрдые и мягкие, а серые прямоугольники — это слоги, чёрный прямоугольник — ударный слог).

(Дети за столами выкладывают схему слова и рассказывают медведю, сколько звуков и слогов в слове РЫБА и какой ударный слог.)

Медведь: Спасибо, ребята, без вас бы я не справился!

Воспитатель ставит игрушку би-ба-бо на подставку.

Под песенку «Я лисичка, я сестричка, я хожу не слышно...» появляется Лиса (взросл).

Лиса: здравствуйте мои хорошенькие, здравствуйте мои пригоженькие! Какие же вы тоже хитренькие, прямо как я! Всё Медвежонку рассказали, всё подсказали! Хочу и я вас на внимание и смекалку проверить! Отгадайте мои загадки – шутки.

В чаще голову задрав.

Воет с голоду... жираф. (Волк)

Кто в малине знает толк,

Косолапый бурый... волк. (Медведь)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать …муравей. (Свинья)

Кто любит по ветвям носится?

Конечно, рыжая... лисица. (Белка)

Быстрее всех от страха несется... черепаха. (Заяц)

По горной круче проходил,

Обросший шерстью... крокодил. (Баран)

В теплой лужице своей

Громко квакал... Бармалей. (Лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает … корова. (Обезьяна)

Лиса: Дружные вы ребята и внимательные, не смогла я вас обхитрить! Пойду на рыбалку, обещанную рыбку для медвежонка поймаю. До свидания!

Восп. Ну, а нам пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три обернись в группе сада очутись!

Восп. Ребята, а давайте расскажем гостям, где мы с вами побывали, чего видели, с кем встретились.

А теперь мы дружно пойдём на прогулку.

Что за чудо – чудеса:

Вот тебе моя рука,

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая!

Скажем вам, не тая:

Это все мои друзья.

Дети уходят гулять.

Список используемой литературы:

  • Ушакова О. Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет
  • Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. — М.: Эксмо, 2013. — 48 c.
  • Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 288 c.
  • Гербова, В. Развитие речи в детском саду. 5-6лет. Старшая группа / В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 144 c.
  • Матвеева, А.С. Яковлева, Н.Н. Говорю, понимаю, объясняю правильно. Развитие речи 5-6 лет / А.С. ЯковлеваН. Н. Матвеева. — М.: АСТ, 2012. — 256 c.
  • Рудик, О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 192 c.

*

Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 176 c.

  • Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда / С.А. Миронова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 192 c.

*

Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 624 c.

Приложение.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год